Задор

А Новиков-Прибой| опубликовано в номере №476, март 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Алексей Силыч Новиков - Прибой был страстным охотником. В 1936 году он задумал роман, действие которого должно было развёртываться на фоне охотничьей жизни. Дополнительная работа над «Цусимой» и роман «Капитан первого ранга» вынудили писателя отложить осуществление своего замысла на будущее время. Три года назад - 29 апреля 1944 года - А. С. Новиков - Прибой скончался, так и не успев написать задуманное произведение.

Рассказ «Задор», публикуемый нами впервые, должен был войти в новый роман в качестве одной из его глав.

1

Вдоль отлогого берега реки шёл человек. Под его ногами шуршала галька. Левой рукой он поддерживал связку удилищ на плече, а в правой нёс ведёрко из - под наживки и рыбу; нанизанная на шпагат, она сверкала чешуёй, как длинные и гибкие слитки серебра. Смуглое, с крупными чертами лицо его выражало здоровье и силу. Парусиновые штаны и такая же толстовка с широкими карманами не стесняли движений. Встречный ветерок на миг отгонял июльский зной и ерошил на обнажённой голове вьющиеся волосы, чёрные, с синеватым отливом.

Это был художник Степан Романович Басыгин. Весною он окончил Академию художественных наук и, 'Вернувшись на родину, в Сибирь, дни и ночи проводил среди дикой природы. Сейчас он с рыбной ловли возвращался домой и чувствовал себя отлично. Его узкие и цепкие глаза не отрывались от реки: изумительна была игра воды, позолоченной полуденным солнцем. Где - то на юге, за тысячи вёрст, родилась она мелкой и узкогрудой речушкой. Вливавшиеся веды постепенно расширяли и углубляли её, возле города река была широка и быстроходна. У художника, смотревшего на неё, складывался образ: голубая и ослепительно сияющая змея пробирается через огромнейшие сибирские просторы. Извиваясь, она перерезывает степи и долины, вторгается в тайгу, раздвигает каменные утёсы и мчится дальше, к Ледовитому океану.

Проходя мимо затона, художник завернул к плотам. Поздоровавшись с плотовщиками, он подсел к ним на брёвна. Закурили и понемногу разговорились. Степан Романович внимательно всматривался в загорелые лица собеседников.

Вдруг послышались скулящие звуки. Басыгин, оглянувшись, спросил:

- Собачонка, что ли?

- Щенок наш, Буёк, - ответили ему. Художник заинтересовался и обшарил взглядом плоты. Ничего не заметив, он опросил:

- Да где же он?

Оглянулись и плотовщики. Один из них, постарше, лысый, желтобородый старик, сказал:

- А и вправду, нет его. Визжит, а самого не видно.

Кто - то заметил торчащую между разъединившимися брёвнами мордочку. Щенок жалобно скулил, как бы прося помощи. Играя, он свалился в воду и попал под брёвна.

Один из плотовщиков сквозь щели поддерживал попавшего в западню щенка. Остальные галдели, горячо обсуждая, как спасти его. Художник молча начал раздеваться. Плотовщики смотрели на него с недоумением. А желтобородый старик, пугливо мигая глазами, предупредил:

- Осторожнее, парень. Тут глубоко. Придётся под плоты нырять сажени на две. Долго ли до греха. А тогда отвечай за тебя. Давай - ка лучше обвяжем тебя, мил человек, концом верёвки. Оно надёжнее будет.

- Ерунда! Я плаваю хорошо. И ныряю неплохо.

Басыгин смело погрузился в прохладную воду и, ещё раз взглянув на человека, поддерживающего щенка, скрылся под плотами. С детства у него сохранилась привычка нырять с открытыми глазами. Под плотами было темно, только кое - где просвечивали узкие солнечные полоски. Левой рукой он перебирал, словно считая, брёвна над головой, а правой - выгребал, работая при этом и ногами. Изумрудно - золотистая полоска света засияла сильнее. В ней обозначилась шевелящаяся тень. Это болтал лапами щенок. Художник схватил его одной рукой и, погрузившись глубже, чтобы не удариться головою о брёвна, пустился в обратный путь.

Плотовщики испуганно ждали, разинул рты и затаив дыхание. Странный человек, с чёрными, длинными волосами, исчез и не показывался. Прошло, может быть, не больше минуты, но у людей, внимание которых напряжено, создаётся преувеличенное представление о времени. У каждого из них мелькала мысль об ответственности. Все очень обрадовались, когда художник, держа в руке Буйка, показался на поверхности реки. Он тяжело дышал. Плотовщики помогли ему взобраться на брёвна. Он начал одеваться, а они, обступив его, качали головами и говорили:

- Ну, брат, ты и чудила. Разве можно так рисковать?

- Я бы за пятёрку не полез.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены