«ЯК-42»: от идеи до серии

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1200, Май 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спросил о том Сергея Александровича.

– Часто нужда рождает мысль. Над машиной класса ЯК-42 мы задумались еще в 1968 году. Изучение всей имевшейся отечественной и зарубежной информации и тенденций в гражданском авиастроении указывало на необходимость нового самолета такого класса ибо прежние конструкции не справлялись с возрастающим объемом перевозок. Прикидывались различные варианты, постепенно зона поиска сужалась. Решение витало в воздухе, не обретая еще окончательных очертаний.

Но вот нам предложили новый двигатель. Мощный, экономичный. Мы прикинули свои предварительные проекты – видим, получается что-то интересное.

В авиации все взаимосвязано. От тяги двигателей шли к весу всей машины. От него к компоновке агрегатов, салона. Одно цеплялось за другое. Так методом последовательного приближения пришли к окончательному проекту. В 1972 году он выкристаллизовался окончательно и обрел нынешний вид. Проект рассмотрели и утвердили соответствующие инстанции. Ну, а когда все решено, начинается обычный процесс: рабочее проектирование, изготавливается деревянный макет в масштабе один к одному, на котором проверяется вся компоновка. После решения макетной комиссии строится опытный образец «живого» самолета. Весной 1974 года летчик-испытатель Арсений Леонидович Колосов поднял в воздух опытный ЯК-42. Потом вместе с Мухиным они испытывали вторую опытную машину. А через два года в небо ушла первая серийная. Все работы над ЯК-42 велись с опережением установленных сроков. Как видите, создание нового самолета – длительный процесс. На линии Аэрофлота ЯК-42 выйдет в 1978 году: нужно накопить достаточное количество самолетов, подготовить экипажи и наземные технические службы.

– И где-то уже будут витать мысли о новой конструкции, о технике четвертого поколения?

– Разумеется.

– Какой она будет?

– Сейчас трудно сказать что-либо конкретное. Одно ясно: это будет самолет еще более экономичный, комфортабельный, надежный.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о загадочной личности царя Бориса Годунова, о народной любимице актрисе Марине Голуб, о создании Врубелем одного из портретов, об истории усадьбы Медведково, новый детектив Александра Аннина «Жестокий пасьянс» и многое другое

Виджет Архива Смены

в этом номере