Выход из пиджака

Евг Кригер| опубликовано в номере №246, июнь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

- От красивого костюма умней не станешь, - мягко говорит он. - Мы совсем не ставим себе задачей шить советскому потребителю красивый костюм. Мы далеки от безумства западной моды, отражающей пустоту и ложь буржуазного общества. Пусть в Париже и Будапеште шьют красивенькие костюмчики. Мы же не хотим внушать потребителю никаких иллюзий относительно его внешности. Мы даем ему костюм удобный, простой, отвечающий естественным линиям его, тела.

При этих словах капитан нечаянно взглянул на вас и покраснел. Весь ваш вид являл кричащее противоречие с его последними словами.

- А если вы хотите что - нибудь особенное, - угрюмо заканчивает он, - так идите в пошивочную мастерскую. Только красивым костюмчик - это беспринципно, безыдейно, это отрыжка.

Несмотря на то, что этот разговор записан отнюдь не со стенографической точностью, смысл его очень правильно передает москвошвеевские настроения.

Дрянь, которую подчас получает потребитель из москвошвеевских рук, - это не просто дрянь, а дрянь «принципиальная». Задавшись похвальной целью уйти от подражания гнилому Западу, капитаны штанов и жилеток принципиально не хотят одевать советского потребителя в сколько - нибудь изящный и внешне привлекательный костюм. Слепцы, они не замечают, что унылым покроем своих халатоподобных пиджаков они подражают все тому же буржуазному Западу, но Западу третьесортному. Оттого, что пиджак уродлив, он не перестает быть пиджаком. Он просто плохой пиджак. Никто не требует от капитанов, чтобы сии одевали советских граждан в костюмы «шимми», придающие человеку поджарый, лягушачий вид. Но зачем же провозглашать идеалом и поднимать, как знамя, самое никудышное, бесформенное, халатоподобное издание того же буржуазного пиджака, утверждая при этом, что это наиболее близкий пролетариату костюм, ибо он отвечает «естественной конфигурации тела»?

Это философия от беспомощности, от неуменья, вернее от нежелания уметь, ибо сплошь и рядом в тех же магазинах можно найти очень неплохо сшитые экземпляры пиджака.

Москвошвеевцы скажут вам:

- Раньше вы шили костюм у отдельного портного. Он вас обмерял вдоль и поперек, и вот костюм сидел как влитый... А мы шьем миллионы костюмов, не видя их будущих владельцев. Мы шьем с закрытыми глазами. Наш институт начал проводить обмер сотен тысяч граждан в разных областях Союза, чтобы знать, на кого мы шьем одежду. Но институт закрылся, наш обмер прекратили.

Что можно сказать в ответ? В сущности это замаскированное утверждение о невозможности создать приличное, удобное готовое платье. Хотите изящный костюм? Идите в пошивочную мастерскую!

Гак потребитель и делает. Приобретая готовое платье, он отшатывается от собственного изображения в зеркале и отдает костюм в переделку. Но зачем же тогда трудились армии фабричных закройщиков, зачем гремели машины, зачем Советская страна вручила Москвошвею вместе с иглой конвейеры, моторы, машины, электропрессы, весь грандиозный пошивочный арсенал, великое промышленное богатство, узнав о котором, заграничные фирмы плачут от зависти?

Но может быть и в самом деле потовое платье можно шить только в виде мешка или халата? Может быть внешне привлекательный готовый костюм просто немыслим?

На это даем ответ, который покажется москвошвеевским капитанам просто бестактным:

- Обратите внимание на гнилой Запад. Закройте глаза на бессмысленное кривляние моды. Возьмите оттуда технику, не машинную технику, а технику покроя. Посмотрите внимательно. Ведь 90 проц. потребителей носят там готовое платье, не это отнюдь не увеличивает армию мешкообразных, неравнобедренных граждан. Все дело в освоении техники массовой пошивки!

Есть у нашей швейной промышленности одно болезненно - хрупкое оправдание:

- Нужно создать невиданно новый, небывалый. истинно пролетарский тип одежды. Пока его нет, - нам все равно, как выглядит сшитый нами пиджак. Это чуждый нам пиджак. Мы его ненавидим. Нам плевать, каким он выходит из наших рук.

И вот жертвы этой философии облечены теперь в мешкообразные футляры, удлиняющие то руку, то ногу, хлопающие по шее нелепо отстающим воротником.

Создать для новых людей новый вид одежды - законное и честное желание. Но глупо думать, что новую одежду можно «изобрести», создать мановением вдохновенной руки. Ее формы, ее очертания нужно осторожно прощупывать, нужно изучать вкусы нового потребителя, его труд, его быт. систему его движений и даже его философию и поэзию. Ее нельзя сшить по заказу. Ее нужно найти.

Как рождался тот же пиджак, который теперь нам кажется таким привычным и естественным? Его тоже не изобрели и не сочинили. Он создавался постепенно. Посмотрите на его отвороты, которые та языке портных именуются реверами. Держась за эти реверы, вы уйдете в далекое прошлое, о XVIII век, полы пиджака будут удлиняться, он станет сначала сюртуком, потом фраком, потом камзолом.

Что такое камзол? Это длинный и жесткий футляр для человека высшего сословия, для аристократа. Это не просто одежда, это парад, это церемониальный марш правящего класса. Подобно тому, как дворец аристократа украшен торжественным фасадом, передающим величие класса, камзол тоже имел свой фасад в виде тяжелого золотого шитья на груди.

Однажды вельможа отогнул возле шеи отвороты камзола. Он кокетничал тонкостью белоснежных своих сорочек и шарфов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены