Второе призвание инженера

Борис Белькевич| опубликовано в номере №1104, Май 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

В одном из корпусов нашего института, рядом с учебными аудиториями и научными лабораториями, расположены производственные мастерские. Это официальное название, но, по сути дела, мастерские — маленький завод со своими токарными, слесарными, электротехническими и другими участками. С утра до вечера гудят здесь моторы, визжат сверла, сыплется из-под резцов стружка, сверкают огни электросварки. Сессия в институте — это бессонные ночи и бесконечные волнения. Волнуются студенты не только в аудиториях, но и у станков. Здесь тоже сдают экзамен, экзамен на рабочее звание. Как правило, выпускники нашего факультета вместе с вузовским дипломом получают и разряд по одной из рабочих профессий.

В металлургической промышленности существует добрая традиция: молодого специалиста не назначат мастером или начальником участка прежде, чем он не пройдет все нижние ступени, включая третьего подручного сталевара. То же происходит и в горном деле. Вообще, мне кажется, инженер не может быть хорошим специалистом и руководителем, если не может выполнить ту работу, которую делают его подчиненные.

Нашим же студентам знание рабочей профессии необходимо вдвойне. После окончания института они, как правило, получают направление на работу в профессионально-технические училища, где им предстоит воспитывать смену рабочего класса, передавать подросткам не только свои знания, но и свое мастерство.

«В ГПТУ № 94 г. Минска с 1971 года работает мастером производственного обучения и преподает черчение выпускник инженерно-педагогического факультета тов. Зданович Б. М.

Тов. Зданович Б. М. любит педагогический труд и проявляет должное старание в овладении методикой производственного и теоретического обучения, он тщательно готовится к урокам, широко используя дополнительную методическую и техническую литературу. Любит учащихся и к каждому находит нужный подход. В работе организован, терпелив, старателен. Пользуется заслуженным авторитетом в педколлективе».

Подобные отзывы о работе наших выпускников мы получаем буквально со всех концов страны, из тех мест, где они работают. Все эти отзывы схожи в одном: наши питомцы зарекомендовали себя знающими специалистами, хорошими инженерами и педагогами. Если можно так выразиться, наш факультет еще ни разу не получал рекламации на свою продукцию. Наоборот, вместе с отзывами к нам приходят многочисленные заявки на наших выпускников. К сожалению, мы не можем удовлетворить и десятую часть желающих заполучить квалифицированного инженера-педагога. Специальность эта новая. Впервые в стране она, как и само ее название, родилась в нашем институте чуть более десяти лет назад. А сейчас уже трудно представить, как средние специальные учебные заведения и профессионально-технические училища обходились без таких специалистов.

Сегодня подготовка инженеров-педагогов является одним из актуальнейших вопросов в системе подготовки специалистов высшей квалификации.

Необходимость в широкой подготовке инженеров-педагогов возникла в связи с политехнизацией общеобразовательной школы. Тогда много было споров о том, где же готовить таких специалистов: в педагогических или политехнических институтах.

Впрочем, споры затихали так же быстро, как и возникали. Оказалось, что гораздо легче и выгоднее создавать инженерно-педагогические факультеты именно при технических вузах, ведь педагогические дисциплины в учебных планах этих факультетов занимают всего лишь 20 — 25 процентов. Наш институт первым в стране начал готовить таких специалистов с 1960 года, а в 1964 году был организован первый и пока единственный в стране инженерно-педагогический факультет.

До 1970 года подготовка осуществлялась только по одной специальности: «Машиностроение». Три года назад появились новые специальности: «Строительство» и «Электроэнергетика». В том же 1970 году инженеров-педагогов стали готовить и другие технические вузы страны: Алтайский, Владимирский, Карагандинский, Куйбышевский, Ленинградский и Ташкентский политехнические институты, Кадиевский филиал Коммунарского горно-металлургического института, Ленинградский инженерно-строительный институт, Магнитогорский горно-металлургический институт, Николаевский факультет Одесского инженерно-строительного института.

Сейчас разработаны учебные планы, программы, методические и учебные пособия. А начинали мы буквально на голом месте, и задача факультета была достаточно сложной: необходимо подготовить такого специалиста, который обладал бы достаточными знаниями педагогики, общей и инженерной психологии, методики преподавания технических дисциплин, технических средств обучения, эстетики, имел бы навыки педагогической и воспитательной работы в профтехучилище и техникуме, умел бы организовать внеклассную работу.

Нагрузка у наших студентов несколько выше, чем на других факультетах. Возможно, следовало бы несколько увеличить срок обучения на нашем факультете. Вопрос этот обсуждался в Министерстве высшего и среднего специального образования. Но сделать это не так просто. Если на чисто инженерных факультетах увеличить срок обучения на один семестр, то молодой инженер может спокойно прийти на завод или в научно-исследовательский институт в середине зимы. А преподаватель должен начинать работу с началом учебного года — тут двух мнений быть не может. Увеличивать же срок обучения до шести лет нецелесообразно. Но, быть может, следует хоть в чем-то изменить правила приема на наш факультет, установить льготные условия для тех, кто знаком с системой профессионально-технического образования, — для выпускников индустриально-педагогических техникумов и средних ПТУ. Они, несомненно, быстрее смогут стать и настоящими инженерами и хорошими педагогами. Правда, желающих поступить на наш факультет и сейчас предостаточно, конкурс у нас выше, чем в целом по институту, и, естественно, мы отбираем наиболее сильных, наиболее подготовленных. В прошлом году государственная инспекция проверила знания студентов нашего института по семи дисциплинам. Оказалось, что знания студентов нашего факультета заметно выше, чем на других, чисто инженерных факультетах. Дело в том, что многие студенты частенько учат лишь для того, чтобы сдать зачет или экзамен, а наши воспитанники постоянно помнят, что эти же дисциплины им вскоре самим предстоит читать уже своим ученикам.

Технологические и преддипломные практики студенты проходят на ведущих заводах и стройках, а дипломные проекты выполняют под руководством высококвалифицированных научных сотрудников специальных кафедр.

За время обучения студенты проходят две продолжительные педагогические практики в базовых технических училищах и техникумах, где они проводят занятия с учащимися по теоретической механике, электротехнике, черчению, строительным материалам, металлическим конструкциям и другим техническим дисциплинам, а также ведут большую работу в роли воспитателей.

Специальной педагогической подготовкой студентов занята кафедра педагогических дисциплин, которой руководит один из организаторов нашего факультета, Василий Тихонович Петраков. Есть у нас лаборатории методики преподавания технических дисциплин, технических средств обучения, создается лаборатория инженерной психологии, имеется кабинет эстетического образования.

Студенты четвертого курса приходят на первую свою педагогическую практику в профессионально-техническое училище в качестве «самостоятельного» преподавателя. От того, как начнется эта практика студента-преподавателя, во многом зависит вся дальнейшая его педагогическая деятельность. Это своеобразный психологический барьер.

Учитывая это, к руководству педагогической практикой, кроме ведущих сотрудников кафедры педагогических дисциплин, привлекаются лучшие преподаватели профтехучилищ, мастера производственного обучения, руководящие работники — директора, их заместители по учебной, производственной и воспитательной работе, заведующие отделениями. Руководители-консультанты старательно готовят студента — будущего коллегу к его первому уроку...

Почти пятнадцать лет существует наш факультет. И все же, как мне кажется, это только первые шаги. Сделать предстоит еще очень много.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте об истории  российско-британский отношений начиная с XVI-го века, о жизни творчестве оригинального, ни на кого не похожего прозаика Юрия Олеши, о том, как же на самом деле складывались   отношения  роман Матильды Кшесинской и Николая II-го, о Российском детском фонде, которому в этом году исполняется 30 лет, об Уоллис Симпсон -  героине й самой романтической истории XX века,   окончание .  нового  остросюжетного роман Ольги Торощиной «Все ради тебя – ВИКА» и многое другое…



Виджет Архива Смены