Волховстрой – Ленинстрой

А Флинк| опубликовано в номере №2, февраль 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Коммунизм - это советская власть плюс электрификация».

Ленин.

Значение электрификации

Основной чертой современного электрического развития любой страны является разумное использование тех видов энергии, которые предоставляются человеку природой. Таковы: энергия, получаемая от сжигания топлива, энергия движущейся и падающей воды на реках и порогах, энергия морского прилива, энергия солнца, ветра и проч. Наиболее распространенным является использование тепловой энергии - «черный уголь», а затем водной энергии - «белый уголь». Для того, чтобы удобнее передавать получаемую энергию с мест добычи ее к потребителю, выгоднее всего превращать эту энергию (механическую энергию движущего махового колеса паровой машины или вращающегося вала водяной турбины) - в энергию электрическую - энергию динамо-машины, которую можно передать по проводам в любое место потребления. Создание мощных тепловых и гидроэлектрических (использующих водную энергию) станций и является задачей электрификации страны.

Основная цель электрификации: дать дешевую энергию фабрикам и заводам для приведения в движение их механического оборудования, а также - снабдить население электрической энергией для освещения прочих хозяйственных домашних надобностей.

В нашей стране значение электрификации подчеркнуто в резолюциях VIII-го Съезда Советов РСФСР и, благодаря мощному содействию «первого электрификатора» т. Ленина закреплено в законодательном порядке.

Преимущества водных электрических станций

Из всех строящихся ныне новых больших районных электрических станций только Волховская использует энергию движущейся воды, а остальные работают на угле и торфе. Сравнивая эти два вида электрических станций, приходится признать, что использование сил реки имеет следующие достоинства перед использованием горючего топлива: 1) всякая станция, работающая на угле, или торфе, мало помалу истощит свой питательный бассейн и в более или менее близком будущем ей придется пользоваться ближайшим соседним местонахождением топлива, так, что провоз с течением времени удорожит вырабатываемую энергию; 2) в связи с выяснившейся ограниченностью мировых запасов минерального топлива 1) крайней неосмотрительностью является выпускание «на дым» этого богатства природы без использования даровых водных сил, тогда как в некоторых отраслях промышленности (напр.,

металлургической) употребление угля является единственно возможным и незаменимым; наоборот, использование текущей воды не наносит никакого ущерба природным богатствам страны и всякая гидроэлектрическая станция является на долгое время «вечным двигателем», так как бассейн, ее питающий, почти не истощается; 3) эксплуатация построенной гидроэлектрической установки гораздо проще и дешевле сложного хозяйства паротепловой электрической станции, где требуется большой персонал для постоянного снабжения топливом, ухода и периодической чистки парового оборудования, в то время как для управления гидроэлектрической станцией нужно лишь наблюдать за подачей воды в турбину (см. ниже).

1) Например, угля в Соед. Штатах Сев. Америки при современном интенсивном потреблении хватит, по вычислениям геологов, не более, как на полстолетие.

Использование водной энергии. Использование водных сил, получившее за последние два десятилетия, такое огромное развитие в Западной Европе и Америке, - в России находится еще в зачаточном состоянии. Количество действующих электрических установок, как приведено ниже, весьма невелико, мощность их незначительна, технически они крайне несовершенны и только в самые последние годы началось сооружение мощной гидроэлектрической станции на реке Волхове, которая займет первое место среди русских и европейских и видное место среди своих американских собратьев.

Постройка Волховской гидроэлектрической станции

Основной целью производящихся на Волхове работ является сооружение гидроэлектрической станции с одновременным коренным улучшением судоходных условий через Волховские пороги. Судоходен Волхов по всему своему течению, и в прежние времена он служил водным путем, по которому шла торговля с Западом. Однако, Волховские пороги настолько неудобны для судоходства, что в былые времена суда здесь обычно разгружались и товары шли сухим путем в обход порогов. Задачей Волховского строительства и является, возможно, полно и экономично использовать даровые силы реки Волхова постройкой силовой гидроэлектрической станции и, одновременно с этим, шлюзованием порожистой части реки, создать непрерывный путь, соединяющий Волжский и Приильменский бассейны с Ленинградским портом, что восстановит былое значение Волхова, как транспортного пути.

Станция сооружается в районе села Михаила-Архангела ниже конца Петропавловских порогов и выше железнодорожного моста Северной ж. д. Берега реки здесь скалистые, почти отвесные и доходят до 15 саж. высоты, что дает возможность весьма значительно (на 10 мтр.) поднять воду в реке, не вызвав затопления берегов. Схема расположения сооружений приведена на рис. 1. От левого берега сооружается сплошная бетонная плотина, длиной 210 мтр., высотой около 11 мтр. и шириной по низу свыше 17 мтр. Сооружение такой массивной преграды дает уверенность в неповреждении ее быстрыми водами реки во время весеннего ледохода. У правого берега реки расположена сама станция и ледозащитная стенка, образующие как бы гигантский треугольник. В середине этого треугольника находится, так называемая, «аванкамера», т.е. бассейн для питания водой машин станции. Воды реки идут из подпертой части Волхова через арочные отверстия ледозащитной стенки в аванкамеру, откуда через всасывающие трубы попадают в турбины станции и приводят их во вращение, затем уже отработанные выливаются наружу. В виду того, что разность уровней воды у плотины весьма значительна (10 мтр.), - можно себе представить с какой скоростью и силой стремится вода найти себе выход из подпертой части вниз, вращая 8 гигантских турбин и 8 динамо-машин общим весом до 80.000 п. (только одни подвешенные на валу, вращающиеся части машин). Наконец, в самой выемке правого берега будет расположен шлюз с камерой для пропуска судов с осадкой до одной сажени; к камере ведут два искусственных канала: верхний и нижний. Как уже сказано, оборудование станции состоит из 8 турбин системы Френсиса, представляющих из себя колеса с лопатками, вращаемые сильной струей воды, подводимой по особым трубам. Мощность станции определяется в 80.000 лошадиных сил 1) (по 10.000 лош. сил каждая турбина).

(Для получения такой мощности станция должна в секунду пропускать до 700 кб. мтр. воды 2) при напоре в 10 мтр.). Для того, чтобы яснее понять эту работу, укажем на то, что мощность человека можно принять равной 1/15 лош. силы. Мощность, которую будет давать Волховстрой, определена в 80.000 лошад. сил. Таким образом, постройкой станции мы приобретаем мускульную силу 1.200.000 человек, причем таких рабочих, которые работают круглые сутки, не отдыхая ни одной минуты, не требуя никакого вознаграждения за свою работу.

Таковы могучие запасы сил, таящиеся в природе. Приобретая и завоевывая их, человек получает таких верных и неутомимых бессловесных помощников, равных которым по работоспособности он не найдет среди живых существ в целом свете.

Помимо 8 больших турбин, мощностью по 10.000 лош. сил, установлены будут 2 малые возбудительные турбины мощностью по 1.400 сил - для приведения в действие больших.

Электрический ток, вырабатываемый динамо-машинами (напряжением в 11.000 вольт) поступает сперва в трансформаторы 3), где он повышается до напряжения в 110.000 вольт и затем передается в Ленинград двумя цепями медных проводов. Длина линии передачи около 123 верст. Опоры устраиваются частью в виде металлических башен, частью деревянные. В Ленинграде напряжение тока будет понижено для более удобного распределения потребителям.

Помимо описанных частей сооружения отметим, что для регулирования стояния воды в аванкамере существует специальный водоспуск, закрываемый щитами системы Стонея (см. рис. 1). Их ясно видно на общем виде готовой станции слева (см. рис. 2). Постольку, поскольку Волхов - река рыбная, пришлось сделать между плотиной и узлом сооружения специальный рыбоход. Наконец, для сообщения будущей станции о железной дорогой устроен подъездной путь с правого берега к зданию станции по мосту через шлюз. Ветка оканчивается поворотным кругом для оборачивания паровозов (см. рис. 1).

Новейшие достижения техники в применении к производству работ Волховстроя

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о Леонардо да Винчи XX века» Александре Леонидовиче Чижевском, о жизни и творчестве Александра Вампилова, беседу с писательницей Викторией Токаревой,  неизвестные факты жизни и творчества Роберта Льюиса Стивенсона, окончание детектива Наталии Солдатовой «Проделки Элен» и многое другое.

 



Виджет Архива Смены