Вернутся ли в песню мелодия и смысл?

  • В закладки
  • Вставить в блог

Спасибо. Я не тонка. Но вы тонки.

Мерси. Читали вы Платона, Кафку, Скриба

И знаете, кто Бах, кто Дебюсси.

Далее следует выкрик в духе кухонной свары:

Не став для вашей музыки приправой,

Готовлю я свой собственный обед...

А заканчиваются эти возгласы следующим набором слов:

По-своему, о сударь, да, вы правы!

По-моему, увы, простите, нет!..

На каком языке написана вся эта чудовищная «стряпня», этот «свой обед»?

Между тем в эстрадной среде порой все же возникают, как это ни странно, разногласия: «Можно ли такое давать на эстраде?» В таких случаях я вспоминаю рассказ одного из старейших наших поэтов-песенников, Михаила Исаковича Рудермана, автора легендарной «Тачанки». Зашел он как-то в послевоенные годы в зал заседания правления Союза писателей СССР. Шло бурное обсуждение литературной основы различных оперетт. Председательствовал А. Т. Твардовский. В течение трех часов он не проронил ни слова. А подводя итоги, только и сказал: «Все, о чем здесь говорилось, никакого отношения к литературе не имеет. Заседание окончено». Все ждешь, кто же сейчас произнесет во время бесплодных споров о материи, которой в литературном смысле нет, эти магические слова.

Евгений Осетров. По-моему, прекрасная мысль.

Сколько песен кануло в Лету без следа. Однажды спросили маршала Жукова, какие песни он считает для себя лучшими. И он сказал, что для него самые лучшие и дорогие песни: «Священная война», «Катюша», «Соловьи, соловьи» и др.

Когда полководец дает такую оценку, то с этим не считаться нельзя.

Владимир Лазарев. Самое страшное – это развращение и разрушение народного эстетического вкуса, особенно вкуса молодых поколений. Сколько великих русских писателей неустанной работой своей последовательно созидали прекрасный литературный язык, вырабатывали высокие критерии эстетического мира широкого читателя! Бойкие же текстовики и сочинители дешевой «музычки», по существу, с помощью средств массовой информации и эстрады являются разрушителями народного эстетического вкуса. Дело не в том, что они создают развлекательное искусство, а в том, на каком уровне они это делают. В целом ряде случаев школьники не знают, кого слушать: учительницу или популярную певицу? Что победит в юной душе, культура или антикультура? Что повлияет сильнее на них, язык великой русской литературы или «язык» расхожего шлягера? На мой взгляд, ответ здесь далеко не однозначен. Вот что тревожит.

При всем при том, мне кажется, в молодежной среде, даже среди самых молодых (а ведь они главные распространители новых и новомодных песен и песенок!), наблюдается некоторое пресыщение песнями, отличающимися немелодичностью и общей бессмыслицей. (А уж о людях зрелого возраста и пожилых в данном случае и говорить нечего.) Все это начинает чувствоваться и в том огромном интересе, который начали проявлять люди всех возрастов к народным праздникам поэзии, где широко звучат народные самодеятельные хоры. Да и в профессиональном искусстве начинают ощущаться новые обнадеживающие веяния. Скажем, совсем недавно я присутствовал на концертах музыки и песни своего друга и соавтора – известного композитора Евгения Доги. Творчество этого композитора отличают яркое мелодическое начало, национальная окраска. Концерты проходили в Кремлевском Дворце съездов. Два вечера подряд, причем в летнее время, зал был переполнен.

Евгений Осетров. Хорошую мысль высказала недавно на страницах «Известий» певица Галина Карева: «Я еще застала в театре удивительную романтическую атмосферу традиционной оперы. Каждый спектакль – праздник: море цветов, бесчисленное количество вызовов, восторг у всех от только что пережитого – от артиста до рабочего сцены, от режиссера до зрителя в последнем ряду... На моих глазах, к сожалению, опера стала размываться как жанр, утрачивать дух романтизма. Пришли новые режиссеры и отвели артисту скромное место исполнителя их воли, избавились от декораций Головина, Коровина, Кустодиева, включили в спектакли кино... Опера стала не та. И не только я одна ушла тогда из театра».

Нужны общие усилия – речь идет о всенародной важности деле. И первое слово должно быть обращено к молодежи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены