Великий русский писатель

Н Богословский| опубликовано в номере №411, июль 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Само рождение театра, его развитие и вся последующая славная деятельность неразрывно связаны с именем Чехова. На праздновании первого десятилетия существования театра Станиславский в своей речи сказал: «От Чехова из Ялты прилетела к нам «Чайка» - она принесла нам счастье и указала новые пути в нашем искусстве».

Какие же задачи ставил перед собой Чехов - драматург в зрелую пору творчества? Вернуть сцене живую психологию и простую речь, освободиться от наслоений сценической рутины и штампа. Он достигал этого теми же средствами, что и в своих повестях и рассказах, смело обновляя словесные и композиционные приёмы, развёртывая сложнейшие психологические драмы на бытовом фоне.

Чехов непрерывно рос как художник и мыслитель. Верой в лучшее будущее овеяны его последние произведения и особенно драмы последних лет. Монологи героев его пьес от Астрова (в «Дяде Ване») до Ольги (в «Трёх сестрах») раскрыли нам, какая восторженная и светлая вера в будущее России и всего человечества жила в душе Чехова.

«Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку», - говорит одно из действующих лиц в «Трёх сестрах». И так же вдохновенно и решительно пророчил учитель Нади в рассказе «Невеста» (1903), что близка новая жизнь, что скоро камня на камне не останется от их мещанского города, что вырастут на месте его обывательщины «чудесные сады, фонтаны, необыкновенные, замечательные люди». Но главное не это: главное, что каждый человек «будет знать, для чего он живёт».

«Когда умрёт Чехов, - писал за несколько лет до его смерти М. Горький, - умрёт один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всём, и Россия вся дрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям».

Глубокое и тонкое искусство величайшего мастера художественной прозы всегда было близко и дорого строителям нашего государства В. И. Ленину и И. В. Сталину. В своих статьях и речах Ленин и Сталин не раз пользовались цитатами и образами из произведений Чехова.

Как высоко ценит творчество Антона Павловича товарищ Сталин, рассказывает в книге своих воспоминаний Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев:

«Как - то, характеризуя какого - то работника, Сталин сравнил его с одним из чеховских персонажей в рассказе «Свадьба».

- Помните это место? - спросил он меня.

- Нет, не помню, товарищ Сталин.

- Неужели вы Чехова не читали?!

- Читал всего Чехова несколько раз, а этого рассказа не помню.

- Есть вещи, которые запоминаются. И мне стало стыдно, а ведь я считал себя начитанным и культурным человеком».

В речи б ноября 1941 года товарищ Сталин в ряду величайших представителей русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, назвал и имя Антона Павловича Чехова. Ибо Чехов - великий русский патриот и гуманист, гениальный художник слова, снискавший мировое признание - гордость и слава нашего народа, нашей родины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены