Великий путь Казахстана

П Лопатин| опубликовано в номере №151-152, апрель 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первого Мая состоится открытие Туркестано-Сибирской железной дороги. Эта новая артерия в организме Советского Союза призвана влить новые живительные силы в огромные пустынные просторы Средней Азии, Казакстана.

Турксиб даст новые миллионы тонн хлопка, призовет к жизни новые фабрики и заводы, подарит Советской стране новые сокровища, сокрытые в недрах казанских степей.

Очерк П. Лопатина рисует грандиозную картину, разворачивающуюся перед нами с открытием Турксиба.

Железная дорога на верблюдах

Началось все с урочища Корсад - Пай - Аша, что у реки Джезги в Казахстане.

В свое время здесь царил Урхварт: он строил в урочище медноплавильный завод, который должен был питаться богатейшими в мире джезказганскими медными рудами. К 1918 г. он довел свое строительство до половины и... убежал за границу. Оттуда шесть лет блокадой, интервенцией, вредительством Уркварт пытался вернуть себе казанскую медь, мечтая возвратиться опять в безлюдные степи, где лежат миллиардные медные клади.

Но он дождался другого: в 1925 г. был отдан категорический приказ тов. Дзержинского:

- Собственными силами восстановить завод и через два года дать первые слитки советской меди.

За шесть лет урквартовские недостроенные стены лопнули в разных местах. Копи залила вода. Надо было восстанавливать все сызнова в этой стране, где на 400 км вокруг нет ни одного селения. Но главное - надо было перебросить через пустыню на расстояние 375 км 30 тысяч тонн груза и провести на завод для соединения с углем и медью железную дорогу в 200 км с паровозами, вагонами, с мостами, депо, со всем сложным железнодорожным механизмом.

Это был смелый приказ, но его надо было выполнить во что бы то ни стало.

Кто может везти через эту пустыню - только верблюд. И был брошен клич:

- В степь!

С необычайными усилиями со всей округи в 700 км были стянуты сотни верблюдов. Их нагрузили шпалами, рельсами, всем сложным и тяжелым железнодорожным имуществом, и верблюды пошли.

Это был не виданный для Казахстана караван. Правда, по - обычному звенели колокольчики верблюдов, по - обычному загорались по ночам костры. Но необычен был груз на верблюжьих горбах: мерно покачиваясь, верблюды переносили через пустыню железную дорогу.

За верблюдами шел второй караван: вереница мощных тракторов, перетаскивающих паровозы.

В результате: англичане три года вели к Корсакпайскому заводу перекидной железной дорогой паровозы и транспорт. Мы же перебросили свои паровозы и свою дорогу на одиннадцатый день, и точно через два года, в срок, указанный в приказе, новый завод дал первую советскую медь.

Так совершилась в древнем, бескрайном Казахстане первая невероятная вещь.

Богатство древней степи

Не успела стоустая молва разнести по казанским степям известие о первом чуде, сделанном большевиками, как те надумали уже другое, еще более чудесное: началась постройка Туркестано-Сибирской железной дороги, которая должна была перерезать весь Казахстан с севера на юг на 1.500 км стальной линией рельс.

Трудно было строить эту дорогу. Ветер срывал песок с железнодорожных насыпей, а в другом месте засыпал им рельсы, канавы, карьеры. Ураганные ливни смывали полотно, не желая пользоваться прорытыми канавами, которые доверху были забиты «перекати поле».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Завод - школа

Год четвертый художкоровского бытия