Великий поэт Украины

М Клевенский| опубликовано в номере №315, март 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда в 1861 году умер Тарас Григорьевич Шевченко, то А. И. Герцен в своем «Колоколе», выходившем заграницей, поместил следующую короткую заметку: «26 февраля (10 марта) угас в Петербурге малороссийский певец Т. Шевченко. Жаль, что бедный страдалец закрыл глаза так близко к обетованному освобождению. Кому было больше по нраву петь этот день, как не ему? Но хорошо и то, что утренняя заря этого дня занялась при его жизни и осветила последние дни его».

Герцен имел в виду тот факт, что Шевченко не дожил всего нескольких дней до так называемого освобождения крестьян (манифест Александра II был обнародован 5 марта по старому стилю).

Закономерно поставить вопрос: стал ли бы Шевченко действительно «петь день обетованного освобождения»? Герцен в этом ошибся. Освобождение крестьян в том виде, как оно было проведено царским правительством, конечно, не могло вызвать восторженного приветствия со стороны Шевченко: для этого нашлись другие поэты - из дворянского умеренно - либерального лагеря.

Творчество Шевченко, великого украинского национального поэта, было теснейшим образом связано с крестьянством, с его наиболее угнетенной частью - бедняцко - батрацкими низами. Шевченко прежде всего - гениальный выразитель революционного протеста этих масс, непоколебимый борец за свержение царизма и власти помещиков. Совершенно сознательно он принимал на себя роль поэтического истолкователя крестьянских чувств и стремлений. Когда в 1840 году вышел первым изданием его «Кобзарь» (собрание стихов), часть дворянской критики встретила книгу насмешками. Шевченко писал по этому поводу: «Называют меня энтузиастом, сиречь, дураком. Пусть я буду и мужицкий поэт, лишь бы только поэт, мне больше ничего и не нужно!»

Тяжелое положение украинского крепостного крестьянства Шевченко изображал в десятках стихотворений. Вот одна из картин крестьянского «рая»: «Он глянь: у тiм pai, що ти покидаем,

Латану свитину з калiки знiмают,

3 шкурою знiмают, - бо нiчим обуть

Княжит недорослих. А он розпинають

Вдову за подушне; а сина куют,

Единого сина, едину дитину,

Едину надiю! - в вiйско оддают!

Бо його, бач, троки! А онде пiд тиком

Опухла дитина - голоднее мре,

А маги пшеницю на панщинi жне».

Наймиты и наймички, батраки и батрачки - вот излюбленные герои Шевченко. Характерно, что и легендарная «богородица» Мария (в поэме «Мария») у него - батрачка, в конце концов она умирает с голоду под тыном в бурьяне.

Певец и заступник беднейшего крестьянства, кровно с ним связанный, Шевченко, однако, не разделял заблуждений и предрассудков отсталых его слоев. Среди части крестьян довольно долго держались какие - то надежды на царя: царь, мол, узнает нужду народа и выступит на его защиту, царь отдаст землю крестьянам. Ни в один период своей сознательной жизни Шевченко не питал и тени подобных иллюзий.

Он прекрасно понимал ту связь, которая существовала между самодержавной властью и дворянством, и питал к царям жестокую ненависть. Цари для него «поганые», он мечтал о том времени, когда

«Окуют царей неситих

В залiзнii нута

I ix, славних, оковами

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены