В поисках правды жизни

Игорь Кобзев| опубликовано в номере №694, апрель 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Интересен небольшой, очень свежий этюд В. Сидорова «Снег выпал». Рано, внезапно выпавший снег покрыл еще не успевшую облететь листву и густую зеленую траву. Как живописно сочетается на этюде яркая белизна снега с малахитовой зеленью растений!

Однако студенты сельскохозяйственного вуза, осмотрев выставку, скептически заметили в Книге отзывов: «Такого не бывает!» Нет, товарищи, бывает! Но беда в том, что некоторые художники долго приучали нас видеть действительность в упрощенном, схематическом, одноплановом виде, не содержащем никакой находки, никакого открытия, ничего подсмотренного в бесконечно разнообразной сокровищнице жизни. А для художника нет ничего хуже такой близорукости, неумения замечать вокруг себя новое, значительное, интересное.

К сожалению, на выставке молодых встречаются и бесцветные, малосодержательные вещи. Большую серию этюдов «Наша Москва» представил художник Г. Храпак. Однако этюды этой серии выполнены без глубокой мысли, они поверхностны, фотографичны и ни в какой мере не отражают многообразную жизнь нашей столицы. Этот же упрек относится и к парижской серии Ю. Жданова, который из заграничной поездки привез обычные открыточные виды.

В произведениях молодых хочется чаще встречать развороченные пласты не поднятой доселе тематической целины, хочется видеть большие поиски в содержании и форме. Но этот поиск не должен приводить к беспредметному оригинальничанью, к формализму. Для подлинно жизненных произведений не нужна пестрая одежда украшательств. В ней нуждаются только бессодержательные, пустые вещи, которым нечем привлечь сердца. Убедительным доказательством этой истины являются представленные на выставке псевдо - оригинальные, претенциозные работы художников В. Вейсберга и А. Васнецова, которые выставили плоские, заведомо неприглядные натюрморты, изображающие неприбранную со стола посуду, а также маловыразительные, искаженные женские портреты.

В целом выставка молодых художников - москвичей производит впечатление свежести, чуткого, активного отношения к жизни.

В эти же дни в залах Академии художеств демонстрировались дипломные работы выпускников художественных вузов. Человеку, пришедшему на эту выставку, с первых же минут начинало казаться, будто попал он в один из старых музеев. И главная беда не в том, что здесь слишком много картин на знакомые исторические сюжеты, а в том, что большинство из них явно подчинено ученической задаче: показать свое умение в разработке сложной композиции. Не по этой ли причине черпают дипломники свои темы не в бурной реке жизни, а в архивах и библиотеках?

Студенты Художественной академии в прошлом веке преимущественно писали на античные темы. Грустно видеть, что сегодняшние выпускники не далеко ушли от них.

Вот на огромном холсте П. Литвинского стоит с обнаженным мечом в руке страшно на кого - то похожий Евпатий Коловрат. Внимание зрителя привлекает не столько сам Евпатий, сколько тщательно выписанные кольчуги, шкуры, щиты и прочие детали одежды и вооружения. Вот на еще более огромном полотне Л. Рубинштейна штурмуют Выборг почти суриковские воины. А вот, наконец, и гладиаторы Спартака на эскизах декораций Ю. Тарасова.

При взгляде на каждую из этих работ вспоминаются многие и многие «первоисточники». Не чувствуется здесь попытки открыть новые земли. А ведь именно этого требует от художников искусство.

Знакомясь с выставкой, приходишь к выводу, что студенты наших художественных институтов, вероятно, слабо связаны с действительностью, живут в кругу своих узких профессиональных интересов, не изучают людей, не стремятся активно вмешиваться в жизнь. Вот почему в стенах художественных вузов вырастает много хороших иллюстраторов (среди них нельзя не отметить очень талантливых графиков А. Борисова, А. Зыкова, Ф. Махонина) и мало наблюдательных, думающих живописцев.

Слов нет, одна из главнейших задач каждого студента творческого вуза - овладение мастерством. Но даже в процессе учебы нельзя все внимание уделять лишь форме, лишь мастерству. Это приучает не думать о содержании. Отсутствие интереса к жизни, увлечение внешними эффектами в конечном счете приводят к формализму и в живописи. В родственной области, например в поэзии, такая система обучения порождает ловких, умелых, но пустых версификаторов. Изучение мастерства должно идти параллельно с изучением жизни.

Правда, некоторые из дипломников все же пытаются отражать в живописи будни и героику нашей славной жизни. Но молодые живописцы, выпускники институтов, так же как и многие их учителя - зрелые художники, - делают это очень робко, боясь коснуться каких - либо волнующих, острых вопросов. Поэтому и появляются картины, где конфликты ставятся и решаются только в сфере детских, школьных отношений, где самой серьезной проблемой является разбитое футбольным мячом стекло или полученная двойка. К такого рода произведениям можно отнести картину М. Пушного «После уроков», изображающую плачущую в пустом классе девочку и стоящую рядом с ней умиленную уборщицу.

Зато как радостно увидеть рядом настоящее, высокохудожественное произведение искусства, проникнутое героическим пафосом и полное в то же время ощущения реальных жизненных трудностей! Именно такое впечатление производит полотно молодого художника Т. Нариманбекова «Рыбаки Балтики».

С тревогой и надеждой ожидают на пирсе ушедших в море рыбаков их друзья и родные. А в море не на шутку разыгрался шторм. Огромные волны бьются о камни, неистовствует ветер. Но никто не уходит домой... Не только тревогой - мужественной романтикой труда дышит эта правдивая картина.

Очень хорошо и по - своему увидены горные пейзажи молодым художником Н. Лой. Нельзя не порадоваться и настоящей удаче скульптора Л. Кулаковой, сумевшей в очень пластической, истинно прекрасной форме отобразить крепнущую дружбу русского и индийского народов.

В этих и многих других представленных на выставке работах чувствуется хорошее владение цветом, большая и серьезная выучка. Окончив институт, молодые художники научились мастерству. Однако впереди у них самое трудное - научиться видеть жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены