В пасти серого волка

Н Огнев| опубликовано в номере №62, сентябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Он еще не пережил своего великого кровного горя.

На рассвете ухнуло первое орудие. В тумане не было видно, как отступал греческий арьергард. Пулеметы заработали швейными машинками по всем направлениям.

- Вставай, Орхан, сын шайтана, - ударив по плечу крестьянина, крикнул Мурад. - Наступает пора переведаться с греческими собаками. Об этом сказано в коране: ты будешь бороться и побеждать врагов с открытым лицом. Иншаллах, что я даром учился в мадрессе (школа)? Знайте, собачьи дети, что любого муллу я могу закидать текстами! Тысяча джинов вам в желудок, чтобы они там затеяли великий пляс! Не будь я Мурад, прозванный Худощавым, если перед нами - не зеленое знамя Корана - величественный кипарис сада побед!

И зеленое знамя Ангоры, возникнув в сыром тумане, повело их за собой вперед, за греческими полчищами. Кемаль, охватив железными клещами противника, сжал клещи как раз вовремя: греки оказались прижатыми к Смирне и морю.

И в тот день, когда десять тысяч греков было сброшено в море и большая часть Анатолии была очищена от врага, и, казалось, измученное население могло начать дышать свободно, и поля невозбранно могли начать зеленеть, и советский полпред Семен Иванович Арапов уже ехал кружными путями в столицу новой Турции, - один из адъютантов почтительно сказал Кемалю на позициях под Смирной:

- Эфенди Кемаль, мне кажется, что вас можно сравнить с тем самым Боз-Куртом, Серым Волком, который фигурирует в старых тюркских легендах. Вы, поистине, разбили грудью гранитную гору.

Кемаль усмехнулся на лесть лукаво и умно, направил бинокль в сторону Смирны и ответил:

- Я думаю, что главные твердыни еще впереди.

4. Волк показывает зубы

ВО ВСЕХ домах малоазиатского побережья появились портреты Мустафа-Кемаль-паши. Он был изображен не в традиционной феске, а в папахе. В домах победнее появилась лубочная картинка с базара, изображавшая Кемаля в той же папахе, но среди двух почтенных имамов, - в доказательство того, что Кемаль окружает себя духовными лицами и ведет войну во имя Ислама. Но уже раздавались в мечетях и на базарах горячие, негодующие возгласы против кемалистов, осмелившихся идти против Ислама: ведь согласно корану «ангелы не должны входить в тот дом, где имеется какое-нибудь изображение».

- Правоверные! Остерегайтесь козней гяуров! - гласили надписи на плакатах религиозных процессий. - Волки рядятся в овечьи шкуры для того, чтобы смутить вас и посеять между вами раздор!

- Все взрослые мужчины идите в народную партию! - взывали кемалистские плакаты.

Мурад и Орхан, оба одновременно раненые, попавшие в походный госпиталь и теперь вышедшие оттуда, бродили по улицам городка, не зная, куда приткнуться, когда наткнулись на вывеску:

- Партия «Зеленое Яблоко». Сюда идут все, желающие коммуны и сладкого рая на земле.

- Сто гул в постель Махаммеду!! - воскликнул Мурад. - Это то самое, что нам нужно. Не говорил ли я тебе, Орхан, сын гулящей ящерицы, что мы найдем свое пристанище и свою семью? Идем за мной!

И, схватив Орхана за рваный рукав, Мурад втащил его в низенькую и грязную дверь. За дверью, в канцелярии, сидели двое мужчин.

- Привет вам, доблестные сыновья «Зеленого Яблока»! - заорал Мурад. - Вот где, наконец, я нашел то, чего искал. Нет ли среди вас русских «братишек»? Я бы выпил на радостях с ними ракии, и мы устроили бы некоторое пиршество для всех имамов и ходжей!

- Вы желаете, правоверные, записаться в партию «Зеленое Яблоко»? - вежливо спросил один из сидевших.

- Ну, да, записаться, приписаться и вообще войти в коммуну. Не так ли, доблестный Орхан? Мы, видите ли, почтенные шейхи из «Зеленого Яблока», потеряли семьи, родню, дома и теперь, как голодный еды, жаждем обрести в коммуне новую родню. Кроме того, мы - солдаты армии Кемаля, а это чего-нибудь да стоит! Мы пролили свою кровь и теперь желаем вознаграждения!

- А есть ли у вас пиастры, чтобы внести в кассу «Зеленого Яблока» членские взносы? - спросил другой канцелярист, с седой бородой. - Без взносов люди не принимаются.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены