В контексте времени

Эльга Лындина| опубликовано в номере №1395, июль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Настаивая на плотном, конкретном соотнесении героя с действительностью, с временем, Вадим Абдрашитов вместе с драматургом Александром Миндадзе, автором сценариев всех фильмов Абдрашитова, неизменно свою позицию реализуют. Два молодых кинематографиста чутко уловили эволюцию в психологии зрителя. Еще недавно наш экран сам ориентировался и зрителей ориентировал на образы, близкие идеальным, так, что вырастала дистанция между зрителем и героем. Сегодня, думается, пришла необходимость в определенном повороте: человек хочет соотнести свое «я» с киногероем, увидеть в его судьбе нечто близкое собственной.

Талантливые драматурги, режиссеры, актеры, не умаляя, не снижая высокого духовного и гражданского потенциала, умеют приблизить персонажей своих картин к зрителю в соразмышлении о тревогах времени. Узбекские кинематографисты, драматург Одельша Агишев и режиссер Эльер Ишмухамедов, в начале 80-х годов сняли взволнованный, острый фильм «Какие наши годы». Герой картины, молодой шофер Таш Рахманов, — обыкновенный парень, выросший в большой, дружной рабочей семье. Поначалу знакомство с ним приносит зрителям простую радость узнавания знакомых черт в его облике, в подробностях его жизни. Но по мере развития действия эти «сцены из частной жизни рабочего парня» обретают более глубокий смысл, нежели просто рассказ об одной судьбе. Частное укрупняется, и за ним встает социальная и нравственная позиция героя. Таш не хочет и не может мириться с ложью, фальшью, душевной нечистоплотностью в отношениях. С потребительским взглядом на жизнь. С цинизмом «деловых» людей. С предательством и унижением... Он вступает в открытый бой с теми, кто мешает чистой и честной жизни.

Картина «Какие наши годы», ее герой, талантливо и темпераментно сыгранный молодым актером Рустамом Сагдуллаевым, несут точный социальный заряд еще и потому, что авторы одними из первых обратились к сложной современной проблеме. Многие уродливые явления сегодняшнего дня связаны с некоторой неразвитостью личностного начала в молодых людях, в общем, способных с такими явлениями бороться. Честный и принципиальный Таш Рахманов вступает в бой с частностями, ему кажется, что, надавай он пощечин подлецу, все встанет на свои места. За поступком бывшего друга он еще не видит корней: подводит инфантильность, слабая способность к социальному размышлению о мире.

Возможно, немалая вина в этом ложится и на плечи кинематографа. На создателей фильмов, в которых пустота мыслей и чувств закамуфлирована высокопарной, псевдоромантической оболочкой. Жесткой правде, суровым земным реалиям, подлинной борьбе авторы предпочитают создания буйной, неукротимой фантазии, жаждущей необычного.

Создатели картин киностудии «Мосфильм» «Расставания» и «Я за тебя отвечаю», видимо, посчитали, что заземленность реалистического материала не даст им возможности проявить духовный мир героев. И они обращаются к романтической позе...

Шофер-дальнорейсовик Рудольф («Расставания») должен оказаться в аварийных условиях пустынной таежной трассы, чтобы заново передумать свою неудавшуюся жизнь и понять, как равнодушен, эгоистичен, черств он был к чужой боли. Стало быть, не будь этой страшной ситуации, так бы ничего и не пробудилось в Рудольфе, не пришел бы он к осознанию тех ложных ценностей, которыми всегда жил?..

Тот же вариант — «экзотизация обстоятельств» — присутствует и в фильме «Я за тебя отвечаю». Поначалу картина смотрится с настоящим интересом. Передовая работница большого завода Анна относится к людям, привыкшим просто и естественно брать на себя заботу о других. Нерасщепимо цельная натура Анны более всего должна открыться в истории ее отношений с Галкой, напарницей Анны, молодой, лихой девчонкой, жаждущей иной жизни, нежели тяжелые будни на заводе. Она и любит свою наставницу, и не хочет принимать те законы, по которым Анна живет, они кажутся ей скучными, придуманными. То ли дело ее роман с молодым художником, поездка вместе с ним в весеннюю Ялту, приволье, вольготная, беззаботная жизнь... Как будто бы должно возникнуть интересное противостояние двух характеров, двух точек зрения на себя в этом мире, на то, как должно в нем жить... Но очень быстро драматургу, а вместе с ним и всей съемочной группе стало скучновато в заводских стенах и в скромных интерьерах стандартной городской квартиры: они быстро отправляют Анну на Север, где служит на флоте ее сын. Суровая красота скалистых берегов, долго и подробно запечатленных на экране, современные, мощные механизмы, представленные сложнейшей цепью приборов и коммуникаций в одном из отсеков боевого корабля, наконец, черные шинели моряков отлично смотрятся в сероватой дымке прибрежного тумана... Но все это уверенно уводит зрителей в сторону от проблемы встречи поколений, роли старших в судьбе младших, которым нелегко одолеть в себе инфантилизм.

А дальше крутизна сюжетных положений набирает новые высоты. Не успев вернуться с Севера в Москву на ответственное профсоюзное совещание, Анна мчится в Крым спасать неразумную Галку, запутавшуюся в любовных неурядицах.

Так оказывается утопленной в сценарной безвкусице и вторящей этому режиссуре одна из серьезнейших проблем в жизни современной заводской, рабочей молодежи.

У кинодраматурга и поэта Геннадия Шпаликова есть такие строки:

Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья...

Сегодня нам остро недостает именно таких фильмов — о том, как у человека прорастают крылья. Как, не отрываясь от земли и вместе с тем поднимаясь над ней, герои разных картин не оставляют своих реальных забот, тревог, надежд и переосмысливают их ради того, чтобы взлететь ввысь. Решают свои судьбы, вписанные в контекст времени, чем помогают нам, зрителям, соотнести с их дорогой и свой собственный путь. Так, чтобы и мы сумели взлететь...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Яд в глянцевой упаковке

На политическую трибуну XII Всемирного

Вода-кормилица

Навстречу XXVII съезду КПСС

Ип

Сатирическая фантазия