Яд в глянцевой упаковке

Константин Мезенцев| опубликовано в номере №1395, июль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

На политическую трибуну XII Всемирного

Год 1985-й... Организация Объединенных Наций провозгласила его Годом молодежи. Смысл и суть этой важной акции международного сообщества в том, чтобы привлечь внимание мировой общественности, парламентов, правительств к проблемам молодого поколения. Разумеется, они неодинаковы в разных странах. Но есть одна проблема, которая всех касается: проблема войны и мира, проблема жизни на Земле. И она неразрывно связана с тем, в каком духе воспитывают сегодня молодежь, к чему ее готовят.

В Год молодежи на XII Всемирном, с его политической трибуны, несомненно, прозвучат гневные слова, клеймящие «психологическую войну», которую развязал империализм.

Антикоммунизм — основа основ буржуазной пропаганды. Им проникнуты претендующие на научность «солидные» труды, он бьет из всех щелей так называемой «массовой культуры». Оболванивание обывателя, навязывание ему антикоммунистических предубеждений и предрассудков, воспитание вражды и ненависти к Советскому Союзу, к странам социализма поставлены на конвейерную основу, ведутся систематически, изо дня в день.

Как известно, на Западе самые большие тиражи имеет так называемая «карманная» литература — сравнительно дешевые книжки в мягких обложках. Выходит множество серий — истории о гангстерах и сыщиках, о королях и маркизах и, конечно же, о всевозможных «суперменах», геройски противостоящих козням коммунистов. О таком «карманном» антикоммунизме и рассказывает один из публикуемых материалов.

Во втором вы прочтете, как телевидение США в гигантских масштабах проповедует культ доллара и силы, и о том, к каким последствиям это приводит...

Год молодежи — это и год борьбы против тех, кто калечит души молодых, предлагая входящему в жизнь поколению фальшивые и опасные ориентиры, заменяя идеалы идолами, отвергая дружбу и сотрудничество и пытаясь утвердить в умах молодежи идеологию конфронтации и противоборства.

С середины шестидесятых годов на прилавках книжных киосков франкоязычных стран регулярно стали появляться карманного размера томики, которые сразу же бросались в глаза покупателю. На обложке каждой книги красовалось цветное фото полуобнаженной красотки в какой-нибудь «этакой» позе. Сии обложечные дамы держат в руках пистолет, винтовку, автомат, а то и базуку. Три латинские буквы САС служат фоном для снимка. Названия книг звучат завлекательно:

«Золото реки Квай», «Реквием для тонтон-макутов», «Убийство в Афинах», «В Сантьяго царит порядок», «Голливудские пантеры» и т.д.

Словом, понятно, что речь шла об очередной серии в жанре шпионско-приключенческой литературы.

Автором был некто Жерар де Виллье.

За первые пять лет с 1963 года он сотворил около двадцати романов. Их тиражи стали достигать 150 тысяч экземпляров. Рекламная шумиха росла.

Кое-что о «творческой кухне» автора...

Итак, жил да был во Франции предприимчивый юноша. Окончив факультет права и социальных наук, избрал своей жизненной стезей журналистику. Работал в различных изданиях — сначала литобработчиком, потом репортером. Ничем особенным, кроме, пожалуй, патологического антикоммунизма, не отличался. Писал статьи и репортажи для «Франс-диманш», «Фигаро», журнала «Пари-матч» и прочих правых изданий. Много ездил по свету. Многое видел. Правда, многого и не видел. Того, чего не желали знать его хозяева. И не только сами знать не желали, но и не позволили бы опубликовать. Дабы не увидели читатели правды. Не представили бы себе в истинном свете, что же происходит на самом деле, допустим, в Чили после фашистского переворота или в Никарагуа во времена режима Сомосы.

В ходе выполнения подобного рода редакционных заданий и прорезался голос у де Виллье, твердо и окончательно закрепившийся в крикливо антикоммунистическом регистре.

К тому времени мутная волна популярности романов о Джеймсе Бонде — знаменитом агенте 007, родившемся под пером Яна Флеминга, начала спадать. По меткому выражению известного болгарского литературоведа, «смертный приговор Джеймсу Бонду вынес сам читатель», которому порядком поднадоели слишком уж неправдоподобные авантюры сего «героя».

Именно тогда жизненный опыт подсказал де Виллье, как выяснилось впоследствии, богатую идею: выбрать ту или иную страну, изучить ситуацию в ней, а потом «вживать» в эту реальную ткань своего вымышленного героя. И появился на свет божий «его герцогское сиятельство» (так расшифровывается французская аббревиатура САС), рыцарь мальтийского ордена и дюжины других орденов австрийский принц Малько Лэнж, аристократ голубых кровей. Изящный, стройный, высокий блондин, естественно, изысканно одетый. «Необычные глаза цвета жидкого золота», изысканные манеры и неиссякаемый темперамент племенного жеребца не могут оставить равнодушной ни одну женщину, с которой САС встречается. Красавчик принц покоряет их с первого взгляда...

В ходе второй мировой войны родовой замок Лэнж, находящийся где-то в Австрии, недалеко от венгерской границы, был разрушен — конечно же, коммунистами. И тогда Малько принял обет: он не женится до тех пор, пока не восстановит свое гнездышко. Реставрация стоит денег немалых, и, чтобы их заработать, САС нанимается в ЦРУ.

Жанр массовой шпионской литературы на Западе имеет свои твердые каноны. Каноныэти предполагают, что автор книги в качестве отправной точки любого произведения будет брать идею борьбы «гуманного демократического общества» (капиталистического, разумеется) с черными силами «империи зла» (в этот разряд автоматически попадают Советский Союз, страны социализма да и все сколько-нибудь прогрессивные государства, партии, организации).

Композиционно все романы серии «САС» очень схожи. В какой-либо из «горячих точек» планеты «красные» планируют или уже реализуют заговор, имеющий своей целью нанесение ущерба Соединенным Штатам и всему западному миру вообще. Ситуация такова, что только Америка посредством своих разведслужб может выправить положение, сорвать «коварные планы Советов». Но поскольку ЦРУ «очень щепетильно в выборе средств» и не может действовать открыто, оно прибегает к услугам Малько, своего внештатного агента.

Принц Лэнж получает из рук высших чинов ЦРУ, а то и от самого президента США самые фантастические задания и отбывает в страну назначения. Пройдя через тяжкие испытания и пытки (сцены садистских истязаний — непременный атрибут всех книг серии), Малько почти всегда выполняет задание, покорив по ходу действия пять-шесть девиц и прикончив с десяток коммунистов. За столь важные услуги благородные рыцари плаща и кинжала из Лэнгли вручают ему громадные гонорары, которые принц тут же всаживает в реконструкцию своего фамильного замка. Такова схема.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены