Творческий путь Пушкина

Д.Благой|6 Июня 2012, 10:36
  • В закладки
  • Вставить в блог

Русская драматургия до Пушкина находилась в зачаточном состоянии. Она была всецело в путах ложно - классической, «придворной», французской драматической системы. Правда, в области комедии у нас уже имелся «Недоросль» Фонвизина, но зато в области драмы и трагедии у нас не было произведений, имевших сколько - нибудь высокое художественное значение.

Создавая «Бориса Годунова», Пушкин поставил своей целью «преобразовать русский театр». В противовес светской французской трагедии он решил дать высокохудожественный образец народной драмы шекспировской силы и глубины, рисующей, как и в «Онегине», картину целой исторической эпохи. Замысел этот был осуществлен. Вместе с Грибоедовым, написавшим в тот же период «Горе от ума», Пушкин положил начало новой русской драматургии.

Еще большую роль сыграл Пушкин в развитии русской художественной прозы. Через два года после создания «Бориса Годунова», в 1827

году, Пушкин начинает работать над историческим романом «Арап Петра Великого». О написанных Пушкиным шести главах этого романа (7 - я была только начата) Белинский сказал, что они «неизмеримо выше и лучше всякого исторического русского романа, порознь взятого, и всех их, вместе взятых». Однако самого Пушкина роман, по-видимому, не удовлетворил и был оставлен им не законченным.

Начиная с этого времени Пушкин с необыкновенной энергией и настойчивостью, пробуя то тот, то другой сюжет - через ряд черновиков, набросков, недоконченных приступов - восходит, наконец, в 1830 году к созданию «Повестей Белкина». В «Повестях» Пушкин достиг того, чего добивался: создал лишенный всяких псевдо - «поэтических» украшении, сжатый, точный и меткий язык русской художественной прозы - «язык мысли». В разговоре с одним из знакомых, который, увидав на столе у Пушкина только что вышедшие (без имени автора) «Повести Белкина», спросил: «Кто этот Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот так: просто, коротко и ясно».

Из «Повестей Белкина» особенное значение для дальнейшего развития нашей литературы имел «Станционный смотритель». Герой повести - один из «маленьких людей», забитых и угнетенных русской крепостнической действительностью. Образ смотрителя является прямым предшественником героя «Шинели» Гоголя и всех тех «бедных людей», «униженных и оскорбленных», которые заполняют страницы повестей и романов Достоевского.

В год создания «Повестей» Пушкин набрасывает непосредственно к ним примыкающую незаконченную «Историю села Горюхина» - обобщенную картину убогой, темной и забитой крепостной Руси. Стоит только вспомнить приводимую Пушкиным знаменитую запись помещичьего календаря: «4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 - корова бурая пала. Сеньке за пьянство бит. 8 - погода ясная. 9 - дождь и снег. Тришка бит по погоде». Подобные места придавали нарочито наивной, бесхитростной и вместе с тем исполненной самого тонкого юмора форме «Истории» характер несомненной политической сатиры. И не даром манеру «смиренного» горюхинского летописца подхватил и блестяще развернул в своей «Истории одного города» самый сильный русский политический сатирик Салтыков - Щедрин.

Предельной высоты проза Пушкина достигает в его последней вещи - «Капитанской дочке» которую Белинский называл «Онегиным» в прозе, то есть произведением, насыщенным исключительным богатством содержания, представляющим художественную энциклопедию русской жизни XVIII века. По поводу этой повести другой критик справедливо указывал, что, не будь у нас «Капитанской дочки», мы не имели бы «Войны и мира» Льва Толстого.

Однако, работая в 30 - е годы в области прозы, Пушкин не оставлял и стихов и драматургии.

Одновременно с «Повестями Белкина» им пишутся так называемые «маленькие трагедии». По силе анализа «страстей» - скупости, зависти, - по глубине проникновения в самые потаенные извилины человеческой психики «маленькие трагедии» стоят в ряду совершеннейших созданий мировой литературы.

Одновременно с «Пиковой дамой» создается гениальная повесть в стихах «Медный всадник» - вещь, насыщенная огромным философским и историческим содержанием, венец пушкинского стихотворного мастерства.

Наконец, одновременно с «Капитанской дочкой» задумывается и частично осуществляется единственный образец пушкинской драматургии в прозе - «Сцены из рыцарских времен» - произведение, которое до сих пор не дождалось еще надлежащей оценки, но о котором Чернышевский в свое время отозвался, что в художественном отношении оно «должно быть поставлено не ниже «Бориса Годунова», а может быть, и выше».

На всем протяжении своей творческой деятельности Пушкин продолжает писать и небольшие стихотворения: о дружбе, о любви, о смерти, о мужестве, о красоте природы, о радости бытия, о родине. Эти стихотворения - жемчужины не только русской, но и мировой лирики.

Таков огромный вклад, внесенный Пушкиным в русскую литературу.

Подавляющее большинство наших, да и не только наших, писателей - классиков работало в пределах более или менее узкой «специальности», разрабатывало по преимуществу ту или иную область словесного творчества.

Пушкин, как мы видим, шел сразу всеми путями: за двадцать семь лет своей литературной работы он сумел стать и великим поэтом, и великим прозаиком, и великим драматургом. В его творчестве мы имеем образцы почти всех литературных стилей. С одинаковым совершенством он владеет почти всеми возможными жанрами словесного мастерства.

Каждая новая крупная вещь Пушкина - по большей части не только еще один новый шедевр, но и новая глава в истории развития всей нашей литературы.В неизмеримой художественной мощи Пушкина, в многогранности его творческого облика, в небывалой стремительности развития выразились одаренность и сила породившего его великого народа.

 опубликовано в номере №285, Сентябрь 1936

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о загадочной личности царя Бориса Годунова, о народной любимице актрисе Марине Голуб, о создании Врубелем одного из портретов, об истории усадьбы Медведково, новый детектив Александра Аннина «Жестокий пасьянс» и многое другое

Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Друг Гарибальди

4 июля 1807 года родился Джузеппе Гарибальди

Планета по мени Андрей Белый

26 октября 1880 года родился Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый)

О, сад ночной…

17 марта 1856 года родился Михаил Александрович Врубель