Театр прямого действия

С Третьяков| опубликовано в номере №247, июль 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Я конечно не говорю о французской труппе «Октябрь» и о немецкой группе танцоров и о датчанах...

Недоразумение выяснилось быстро: мой собеседник был убежден, что из - за границы съехались лучшие профессиональные труппы состязаться в своем искусстве. Для него оказалось новостью, что 2/3 съехавшихся - это пролетарии и только одна треть - служащие, интеллигенты и профессиональные артисты.

Руководителем чехов был транспортник, толкающий тележку по улицам Праги. Голландия прислала группу, дав ей имя голландского «броненосца Потемкина» - «Семь провинций». Голландия провела свою внутреннюю олимпиаду, чтобы из всех групп отобрать лучших. Среди них - одна машинистка, одна домохозяйка (жена рабочего) и один музыкант. Остальные - рабочие и работницы. Одна из них рассказывает:

- 18 лет мать меня продала в замужество за пароходного кока, полуголландца, полумалайца. Жесткий человек, ограниченный. Прижила с ним двух ребят. Подруги - коммунистки втянули меня в революционное движение. Стала сама коммунисткой. В семье образовалась трещина. Муж смотрел на это, как на блажь. Сердился. А я поставила вопрос ему так: не могу я с тобой жить, если я коммунистка, а ты коммунизму враг. И ушла от него, забрав обоих ребят. Жить невероятно трудно. Работаю в двух местах, причем в одном месте только за пищу. Театральную работу люблю и мечтаю: вот бы у вас в Москве открылась театральная школа и можно было бы в нее приехать хоть на полгода, чтобы получиться как следует.

И действительно, на сцене она - огонь, четкая, стремительная, прекрасный материал для театра.

А руковод монголов еще несколько лет тому назад был аратом - кочевым пастухом.

Суть олимпиады даже не в том, что она нам показала разворот достижений. Она нам продемонстрировала громаднейший разворот возможностей.

Самодеятельное рабочее театральное движение за рубежом возникало в значительной мере стихийно, но потребность в нем была настолько сильна, что оно в короткие сроки достигало громадного расцвета. Агитпроп - группы в Германии стали такой опасной силой для буржуазной государственности, что их запретили еще задолго до фашистского переворота. Помню 1 мая 1931 г. в Берлине. Уже отошла дневная демонстрация коммунистов из Люстгартена, буквально протискиваясь сквозь угрожающие шеренги шуцманов в лакированных шлемах, полицейских автомобилей с прожекторами и пулеметами и конных стражников. начались вечерние митинги в залах, где на стенах висели гигантские лица Карла, Розы и Ленина. Агитпроптруппы были запрещены недавно, но ожидалось, что они сумеют перешагнуть запрет. Публика напряженно ждала. Полицейские у входов нервничали. Наконец - очередной номер программы: «Агитпропгруппа такая - то». Полицейские в синих суконных плащах перегораживают двери, ведущие в зал. Открывается занавес, в привычных синих блузах стоит шеренга агитпроптруппы. Что они сделают? Запоют? Заговорят речевку? Разыграют пантомиму? Но тогда разгон и скандал неминуемы. Шеренга молчит, из ее рядов выходит один, подходит к рампе и начинает речь. Он говорит, что агитпроптруппы запрещены, но рабочее движение живет и запретами его не затушить. Он кончает свою речь:

- Сейчас будет исполнено, смотрите внимательно...

Задача агитпроптруппы - поднять революционную энергию класса, научить пролетария ненавидеть врагов своих и смеяться над ними. Но разве для этого обязательно надо представлять? Здесь есть люди, ждущие только одного движения, только одного слова, чтоб засвистеть в свистки. Они этого удовольствия не получат. И все - таки агитпроптруппа выступила.

Зал аплодирует. Зал хохочет, повернувшись к шуцманам. В их присутствии запрещенная агитпроптруппа провела «немую сцену», не менее сильную, чем скетч.

Или взять Чехию, страну необычайной мощности самодеятельного движения. Союз рабочих театральных групп ДДОЧ насчитывает там до 10 тыс. членов. И что очень важно, ДДОЧ имеет большое влияние внутри социал-демократических любительских трупп.

Так создается теаоппозиция, аналогичная проф - оппозиции.

Японский режиссер Хиджиката рассказывает, как готовилась к поездке на олимпиаду ассоциация японских пролетарских культурных организаций КОПФ, мощная и остро ненавидимая властями. Ей не удалось послать на олимпиаду ни одного человека. Поездка смельчаков грозила большими бедами оставшимся.

А вот страна, которая никогда не имела театра, Монголия. Вся ее зрелищность ограничивалась плясками и церемониями ламаитского праздника «цам». Три года тому назад энергичный человек стал создавать этот театр из ничего, и сейчас этот театр, если отбросить натуралистическую наивность сцен и излишнюю всамделишность драк, потасовок и церемониалов, уже может похвастать актерами четкой походки, большого жеста и внятной самостоятельной речи.

И хочется их поставить в пример норвежской группе, которая робко - робко, боясь шевельнуть рукой чрезмерно, боясь слово сказать чуть погромче, копирует длиннотные психологические спектакли ибсеновского покроя.

Показы олимпиады нельзя было смотреть, не представляя себе одновременно той обстановки, в которой группы работают.

У монголов вместо сцены - разрезанные поперек юрты. Они их ставят прямо на траву в монгольских кочевьях и играют свою вещь, подробно показывающую, как живет нойон и как - пьяница - лама, которого считают перерожденцем Будды, и как сажают провинившегося кочевника в тюрьму - страшный ящик «муглюн», где два отверстия, одно сбоку, другое снизу, где узник сидит годами скрюченным, а когда кочевье снимается с места, «муглюн» перевозят, привязав к двум волам. Театр показывает, как берут налоги с бедного арата и как казнят непокорных. Монголы глядят внимательно, узнают свой вчерашний день и требовательно спрашивают у театрального руководителя:

- Где это было? Как называется этот человек? Покажи документы об этом.

Французская труппа Бобины: парижские ребята, пляшущие карманьолу и гоняющие с митинга на митинг, с демонстрации на демонстрацию. Чтобы легче было гонять, сколотили немного денег и купили для группы автомобиль.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены