Тайна булата

Е Федоров| опубликовано в номере №380, март 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Аносов присел к ложу больного и рассказал о своих поисках. Старик внимательно слушал, и чем больше он слушал, тем больше загорались его глаза:

- Ты, верно, послан мне небом, чужеземец! У меня нет подмастерья - я научу тебя делать литые булаты.

Старик был последний знаменитый мастер дамасских литых булатов. Аносов слушал старика и не верил своим ушам. Неужели бывает такое наяву, не в арабской сказке! А старик продолжал:

- Старое мастерство умирает; ты видишь мою бедную хижину и что стало со мною.

В убогой комнате по стенам было развешено драгоценное оружие. Указывая на него, старик сказал с гордостью:

- Эти клинки и дочь - последнее моё богатство. Путник, оставайся у меня - и ты познаешь мудрость старинного мастерства.

Так Аносов остался в Дамаске...

в крохотной мастерской работали хозяин и усталый, с равнодушным, закоптелым лицом подмастерье. Они долгими часами равномерно били тяжёлыми молотками по пучку железной проволоки. Оказывается, арабы самую трудную работу делали «холодным» способом, без накала на огне. Так, вручную, примитивно, ковалась «джаухар» - знаменитая узорчатая дамасская сталь.

Аносов постепенно, изо дня в день, входил в тайны древнего искусства. Оно требовало большого терпения и сообразительности. Два года инженер работал подмастерьем и научился делать дамасские булаты. Он в совершенстве постиг все секреты старого дамасского мастера.

Прошло пять лет с того времени, как Аносов покинул Златоуст, и ему давно было пора возвращаться в Россию.

Старый Гусейн полюбил Аносова и как знак величайшего доверия предложил:

- Я отдам тебе мастерскую, а моя дочь пойдёт к тебе в жёны.

Вечерами на плоскую кровлю хижины выходила дочь хозяина. Она казалась героиней из сказок старого бухарского оружейника. Глядя на девушку, Аносов вздыхал и думал о родине.

- Скорей, скорей в Россию! - задумчиво шептал он.

На родине его давно считали погибшим, но он неожиданно явился в Златоуст и снова стал начальником завода.

Аносов вызвал старика Шевцова, заставил его поклясться перед образом и открыл ему тайну дамасского булата.

... Наступил 1840 год. Слава аносовских булатных клинков гремела по всей русской армии. Во всём мире не было лучших сабель, клинков, шашек, тесаков, чем златоустовские...

В долгие зимние вечера, уже стариком, Аносов, разглядывая иногда свои коллекции старинных булатов, вспоминал Дамаск, мастера Гусейна и его дочь.

Это было далеко позади. Там, в далёком Дамаске, умирало и забывалось замечательное мастерство. Оно нашло себе вторую родину - на суровом Урале.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены