«Святое» озеро

В Мальцев| опубликовано в номере №770, июнь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вечером на озеро пришла группа парней и девушек. Гармонист уверенно забрался на тот самый холм, где давно когда - то стояла часовня, и начались пляски, задорные песни. Церковное пение перемешалось с частушками, грустное с веселым. Некоторые из верующих начали прислушиваться к молодым голосам, отошли от икон. Другие же невозмутимо продолжали молиться, пускали по воде горящие свечи, чтобы поглядеть, куда направят те свой путь: в сторону Воздвижения, Успения или Благовещения.

Наконец уставшие богомольцы собрались около костров, поужинали и легли спать. Прилег и я, но, засыпая, слышал, как «на горах» еще веселилась молодежь. Пылала в той стороне золотистая вечерняя заря, незаметно переходящая в утреннюю. А здесь царил полумрак, и с озера тянуло сыростью...

Меня разбудил тихий говор. Печальный женский голос рассказывал:

- Попросила она меня: «Истопи-ко, - говорит, - мама, баньку». Я ишо и подумала: «Не родить ли она собралась?» А опросить - то постеснялась. Прихожу из бани - то, а она, бедненькая, на печь забралась и родила уже. Спрашиваю ее: «Что это ты, Дашенька, не сказалась? Ведь помогла бы я». А она и говорит: «Слышала я, что, если меньше людей об этом знает, легче родить - то». Потом взглянула на меня пристально так и говорит: «Не выживу ведь я». Повернула я ее, а под ней крови хоть ковшом черпай...

Долго молчала рассказчица, потом оправилась с собою и продолжала:

- В больницу было возили, да не спасли уже.

- А ребеночек-то жив? - опросил кто-то.

- Нет, помер...

- Вот и думаю, - начала она опять, - правильно, видно, говорят, что в новый дом первыми старых нужно посылать. А дочь сказывала, что первой кошку пустила, ну и не принял господь...

Замолчали собеседницы, занятые горестными мыслями, а я снова и снова пытался разобраться: почему в наше время возможны такие убогие мысли, почему существуют еще такие дикие обряды? Разве можно назвать ползающих людей нашими современниками? И почему это никому нет дела до молений на озере? Там лишь богомольцы и... зрители.

Мне рассказывали, что когда - то богомольцев просто - напросто прогоняли с озера. Конечно, такой метод борьбы с религиозными предрассудками ничего хорошего не даст, и правильно сделали, что от него отказались, но полное невмешательство общественности в дела, происходящие на «святом» озере, тоже нельзя считать верным. Особенно большую работу могли бы провести комсомольцы Воскресенского района, на территории которого расположено озеро. Но, очевидно, товарищи больше заняты хозяйственными делами и на все остальное не обращают особого внимания, считая моления на озере «пустяками». А таких «пустяков» в окружающих деревнях и селах района хоть отбавляй.

До сих пор там справляют свои «престольные» праздники: Иванов день, Николу, Леонтьев день, Владимирскую, Казанскую, Ильин день, Покров и многие другие. «Праздники» сопровождаются трех - четырехдневной пьянкой, зачастую оканчиваются драками, поножовщиной...

В Горьковской области нет ни одного колхоза, где бы не было библиотеки, клуба, электричества, радио. Например, в колхозе «Красный маяк», Красно - Баковского района, объединившем тружеников десяти небольших деревень, сотни людей состоят читателями передвижной библиотеки. Зажиточнее стала жизнь. Меняется облик деревни.

Но научно - популярная и атеистическая пропаганда отсутствует. Поэтому не удивительно, что так мирно уживаются радио и иконы, механизация колхозных работ и «престольные» праздники.

... Часа в три утра церковное пение возобновилось. Неугасавшие всю ночь свечи теплились около икон, а какая - то женщина собирала растопленный воск. Над озером висел тяжелый туман, словно и впрямь скрывая неведомую тайну. Мне захотелось пить. Я ушел подальше от молящихся, с трудом добрался по топкому берегу к воде. И, нагнувшись, понял, почему называют это озеро Светлым: вода в нем чистая, как алмаз. Глубина около берега была не менее трех метров, но дно виднелось, как через увеличительное стекло. Там лежали стволы деревьев, ветки, сосновые иглы, листья. Маленький пузырек воздуха оторвался от дна и помчался наверх. Я не успел отшатнуться от воды, как он уже коснулся лица и лопнул...

Ярко светило солнце, а на холмах все еще дымились угасающие костры, и около икон снова собралась толпа. В лесу тоже молились. Группами и в одиночку стояли люди около развешанных по деревьям черных полотен и возле полусгнивших пней, на которых покоились «святые» книги. С тяжелым чувством двинулся я в обратный путь.

До свидания. Светлое озеро! Я еще приеду к твоим берегам. Но так хочется верить, что в следующий раз я уже не увижу здесь ничего, что бы могло возмутить душу человека, еще раз перечеркнувшего «законы божьи» своей первой в мире искусственной планетой, человека, своими руками строящего коммунизм.

В. МАЛЬЦЕВ

А. Шамаро, специальный корреспондент «Смены»

Озеро Светлояр, или Светлое, лежит в междуречье двух волжских притоков: Керженца и Ветлуги, - среди лесов и полей Воскресенского района, Горьковской области, близ большого села Владимирского. Едва просохнет весенняя земля, как на берегах озера появляются первые паломники. Они приходят из отдельных районов Горьковской, Ивановской, Костромской, Владимирской, Кировской областей, из Марийской и Чувашской автономных республик. Среди паломников, в большинстве своем людей пожилых и престарелых, можно нередко встретить юношей, девушек, детей школьного возраста.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены