«Святое» озеро

В Мальцев| опубликовано в номере №770, июнь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из письма в редакцию

Летом прошлого года во время отпуска я побывал на Светлом озере, в Горысовской области. Многое из увиденного там так поразило меня, что я решил написать об этом в «Смену».

В. Мальцев, г. Красный Луч, Луганской области.

Светлое озеро... Я стою на его берегу у вкопанного в землю, побуревшего от времени деревянного креста и вспоминаю о том, что девяносто лет назад здесь побывал Мельников - Печерский, около семидесяти лет назад - Короленко и почти полвека назад - Пришвин.

Еще Короленко писал о выдыхании «тайны» Светлого озера. Сейчас «тайна» выдохлась окончательно, никто не помнит твердо даже легенды о «невидимом граде Китеже», но, как это ни удивительно, до сих пор сюда ходят верующие.

Мне удалось найти летопись, которую читал Короленко и которую Пришвин добыл у шадринского мужика Максима Ивановича. Я увидел этот документ у Федосьи Михайловны Лукьяновой из деревни Баранихи, Красно - Баковского района, и ознакомился с легендой, как говорится, по первоисточникам.

В летописи говорилось следующее.

793 года назад, «месяца мая первый день», благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, внук князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы, начал строить на берегу озера Светлояра «град каменный» Большой Китеж, ибо место там было «вельми прекрасно и многолюдно». Три года строили этот город, и получился он «в длину 200 сажен, а в ширину 150 сажен». Городок оказался маленьким, но настолько богомольны были его жители, что для них построили три церкви: одну - во имя Воздвижения, вторую - во имя Успения, третью - во имя Благовещения.

После этого благоверный князь уехал в ранее построенный город Малый Китеж, «что на брегу Волги стоит» (ныне Городец), а затем «во свой Псков - град».

Шестьдесят семь лет процветал белокаменный город Большой Китеж. Но вот «попущением божиим и грех ради наших приде на Русь воевати нечестивый царь Батый...». Батый разорил многие города, в том числе Псков и Малый Китеж, а Георгий Всеволодович тайными тропами ушел в Большой Китеж. Один из пленников, не выдержав пыток, указал Батыю тайные тропы. В великой битве у стен города погиб князь Георгий Всеволодович, монголы захватили Большой Китеж, но «повелением божиим» тот стал невидим.

Использовав эту красивую патриотическую легенду, рожденную поэтическим воображением народа, церковники объявили озеро Светлояр «святым», а его кристально чистую воду - чудотворной. Прошли века, но поповские измышления все еще продолжают жить, находятся люди, которые верят в чудодейственную силу и в «святость» светлоярской воды...

... С вершины холма озеро видно как на ладони. На противоположном, болотистом и заросшем ольхой берегу близко к озеру подходит дорога из Воскресенского в Семенов. В полукилометре справа видно большое село Владимирское, откуда к озеру ведет торная тропа.

Внизу, в лощине между двумя холмами, «оборудовано» место для моления: установлен деревянный крест и рядом с ним - два столба, на которых укреплены маленькие домики, похожие на скворечники. В домиках стоят иконы, горят свечи. Около столбов толпится не менее ста человек, доносится невнятное церковное пение, похожее на гул растревоженного улья. Много людей движется вокруг озера в одном направлении - «по солнцу»; некоторые из них ползут на коленях.

Я спустился с пригорка и сел недалеко от молящихся. Низко над озером пролетел самолет, развернулся и сделал над ним два круга. Богомольцы, не переставая петь, закинули головы вверх. «Не удержались от соблазна, забыли, что не пойдет впрок такое моление», - улыбнувшись, подумал я.

Мне захотелось сделать несколько фотографий. Сухонькая, остроносая старушка в белом платке и цветастой кофте сейчас же окликнула меня:

- Что, милой, али хочешь снять старух - то?

- А можно? - дипломатично спросил я.

- Сними, сними, вчера тут многие снимали.

- Как, разве люди были здесь и вчера?

- И - и, батюшка мой, они тут уж боле недели. И ишо с неделю будут приходить.

- Значит, нет определенного дня?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены