«Святое» озеро

В Мальцев| опубликовано в номере №770, июнь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

- По делу-то сегодня самое лучшее моление: владимирская завтра. Да не каждый в этот день угадывает...

Старушка стала менять свечи. Мимо одна за другой проползли на коленях три женщины. Чувство протеста, возмущения возникает при виде такого самоистязания. Представьте себе довольно молодую женщину, которая, перекрестившись на озеро, надвигает на глаза платок, опускается на колени и по грязи, по камням ползет километр, второй, третий... Теперь хоть на руки ей наступай, она не скажет ни слова, пока не выполнит обет. Одна из женщин хитрит: намотала на колени какие - то тряпки; но две другие стараются на совесть.

В деревне Феоктистове, Красно - Ваковского района, мне удалось поговорить с одной девушкой, совершившей подобный «подвиг». Семиклассница, не очень уверенная в своих силах, она дала обет, что проползет вокруг озера, если успешно сдаст экзамены. Мать знала об этом, но не отговорила, не удержала...

Метрах в трехстах, тоже в лощине, есть еще одно место для моления: два креста, облепленные горящими свечами. Людей здесь меньше. Ползущие, поравнявшись с крестами, поднимаются, крестятся и опять смиренно опускаются на колени. Они ползут довольно быстро, и, пока я стою в длинной очереди, образовавшейся у переходов через ржавую, узкую речонку, женщины, миновавшие мостки без очереди, скрываются из глаз.

Каждый вступивший на мостки нагибается, зачерпывает ладонью воду, пьет и плещет водой в лицо. Никто не может объяснить, зачем это делается, - так заведено, вот и все.

Вернувшись на прежнее место, я увидел загорелого, изрядно поседевшего, но еще довольно бодрого старика. На нем была измятая фуражка, кожаные запыленные сапоги, пиджак. Рядом лежали три буханки хлеба, небрежно связанные веревкой.

- Глянь - ко: ползают, - сказал он. - Батюшки мои, все коленки обдерут... И вокруг озера ходят артелями. Вот диво - то! А ведь, поди, в колхозах состоят...

Старик помолчал, потом сказал:

- За разным люди ходят сюда. У одних беда какая - нибудь. Ну и верят, что, если помолятся, воды наберут, травки нарвут, полегче станет.

- Значит, помогает эта трава?

- Да ведь кому как. Нам с тобой, если мы не верим, конечно, не поможет.

- А вы тоже не верите?

- Я не старовер, молиться - то плохо молюсь, - уклонился старик от прямого ответа и, забрав хлеб, не прощаясь, пошел куда - то. Через полчаса он вернулся.

- Вокруг озера обошел, - сказал он и уселся рядом. - Каждый делает, что хочет: ползет ли, идет ли в шапке или без шапки или на мотоцикле едет. Я так думаю, - продолжал неугомонный старик, - что власти займутся этим озером. Вон места - то какие: озеро, как на картинке, лес. Разве нельзя здесь курорт оборудовать? Можно! Да вода, может, и в самом деле целебная. Я, правда, хоть и старой, а не стал пить - то: побрезговал. Тут и ноги моют и купаются: святая, мол, вода все грехи очищает... А почему бы фонтанчик для питья не сделать? Ведь тут, милой, кругом родники, только многие из них захламились, заросли. А расчисти - ко их - так пойдет, как из печной трубы. Вот уж тогда я бы напился холодненькой - то...

- Правду ли говорят, что на середине озера «затягивает» и его нельзя переплыть? - спросил я.

- Если надеешься на себя, так переплывешь, - ответил старик. - А не умеешь плыть, так, ясно, утонешь.

Вдруг он приставил ладонь ко лбу и, как мне показалось, радостно произнес:

- А вон глянь - ко: на озере - то человек.

В самом деле, от «купальника», как называл старик восьмиметровую вышку для прыжков в воду, построенную молодежью, какой - то парень плыл к середине озера. Увидев это, молящиеся стали со страхом следить за «безумцем». А пловец то скроется под водой, то взмахнет руками, и не понять, «затягивает» его или нет. Однако вскоре у всех на глазах одна из легенд о «святом» озере развеялась. как дым. Парень переплыл озеро и не спеша вышел на противоположный берег. Постоял, ярко освещенный солнцем, и через минуту поплыл обратно. Несколько позже я встретился с ним. Комсомольский значок и второй спортивный разряд давали этому парню основание надеяться на свои силы.

Стало холоднее, наступал вечер. А люди все прибывали. Многие из них собирались молиться до утра, и я решил остаться. Конечно, сейчас не те времена, и споров об «истинной» вере не будет, но все равно интересно посмотреть до конца всю «программу», ставшую здесь традицией.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены