Стоимость разряда

Вячеслав Зайчиков| опубликовано в номере №1104, май 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Лет десять назад на окраине села Баламутовки, в Хмельницкой области, появилось выведенное детским почерком объявление: «Ателье по ремонту бытовых приборов «За спасибо». Удивились местные жители столь необычной вывеске, но сдать что-нибудь в починку долго не решались. Наконец, нашлась одна смелая бабуся, принесла старую керосинку. А дня через три получила ее будто новенькую. И посыпались заказы. «За спасибо» стало популярно во всей округе. Его признали руководители бытовых предприятий района, оказали энтузиастам всяческую помощь. А когда ребята подросли, то решили стать мастерами службы быта. Тогда в Баламутовке открыли настоящее ателье. Всего же около пятидесяти выпускников местной школы трудится сейчас на бытовых предприятиях области. А первые зерна увлечения бытовыми профессиями посеял в них учитель физики Иван Иванович Дехтярь еще в стенах маленькой сельской мастерской с добрым названием — «За спасибо».

Эта история интересна тем, что учитель старался привить ребятам не абстрактную любовь к технике, а к конкретному ее виду — бытовой; не просто научил их чинить керосинки, утюги, пылесосы, но и открыл ателье, чтобы юноши имели возможность общаться со своими заказчиками, постигали культуру обслуживания. Думается, именно в том и заключается истинное назначение профессиональной ориентации, чтобы человек смог посмотреть на специальность с разных сторон, «примерить» ее к своему характеру, наклонностям.

Почему бы такую активную форму профориентации, которая зародилась в украинском селе, не перенять училищам? Мастера есть, кое-какое оборудование помогли бы приобрести бытовые предприятия — и открывайте ребячьи ателье, школьные кружки, швейные, обувные, фотодела, ремонта домашней техники. Многие юноши и девушки, пройдя такую солидную предварительную подготовку, впоследствии стали бы надежным, проверенным пополнением ПТУ.

Запросы наши растут, в том числе и на бытовые услуги. Естественно, растет и число тех, кто их оказывает. В Министерстве бытового обслуживания населения РСФСР, например, уже сейчас прикидывают, сколько потребуется объединениям, фабрикам и комбинатам мастеров через пятнадцать — двадцать лет. Цифра, право же, внушительная — миллион человек. Предприятия да и мы, заказчики, заинтересованы в том, чтобы это были высококвалифицированные знатоки своего дела, умеющие быстро и культурно обслужить Но для того их нужно соответствующим образом подготовить.

Вот первые дни и недели занятий. Они, должно быть, в жизни каждого юноши и девушки оставляют неизгладимый след. Ведь именно в первые дни они особенно остро приглядываются ко всему, что их окружает. Тем более в училище, где получают не только образование, но и профессию. Какая она, интересная или не очень? Широко раскрытыми глазами ребята всматриваются в свое будущее, стараются уже в первые дни увидеть его пока еще неясные контуры.

В программе ПТУ это волнующее время получило определение — вводный период. Побывать мне в такие дни в училище не довелось. Но сокрушаться особенно, не стал. Ведь если событие было впечатляющим, любой парень или девушка расскажут о нем, словно бы оно произошло вчера. Беседую с будущими портнихами из московского ГПТУ № 20.

— На торжественной линейке нам рассказали об истории училища, познакомили с преподавателями, — живо начали подруги.

— Наверное, перед вами выступили знатные рабочие службы быта?

— Нет, не выступали, а хорошо бы послушать.

— А куда на экскурсию ходили?

— На фабрику имени Клары Цеткин. Там здорово! Громадные цехи, много оборудования.

— Но ведь вам работать в ателье, где все совершенно иначе: и технология и производственный ритм. В ателье, надеюсь, вы тоже побывали?

Молчаливо переглядываются. Не поверив, спрашиваю снова:

— Кто хотя бы раз в жизни видел, как выглядит цех ателье?

Из двадцати девушек только одной довелось быть там во время школьной экскурсии. Аналогичные вопросы задавал еще в нескольких группах — первого, второго и третьего года обучения. Оказалось, многие осматривали производственные помещения «Большевички», «Вымпела» и даже «Трехгорной мануфактуры», но лишь единицы имели представление о работе фабрик пошива и ремонта одежды по индивидуальным заказам. Не спорю, визиты на промышленные предприятия полезны, поскольку расширяют кругозор. Но это училище призвано готовить портных для швейных ателье и мастерских службы быта. И в программе четко сказано, что посещать в подготовительный период следует именно эти предприятия. Конечно, острая необходимость в том отпала бы, если бы в училище было свое ателье, где ребята могли до тонкостей познакомиться с производством, технологией, собственными глазами посмотреть, как организована работа бригады, какие трудности ей приходится преодолевать. К сожалению, такого ателье здесь тоже нет.

В ПТУ № 43 меня обрадовали: есть учебное ателье — и даже назвали цифру: за два месяца выполнено более двухсот заказов. И верно, в ателье, что на первом этаже, висят готовенькие «с иголочки» пальто, на каждом — квитанция. Но вот поднимаемся на третий. Склад. На вешалках точно такие же пальто, но приколоты уже не квитанции, а торговые ярлыки. А вот и цех, где шьют изделия. Так и есть! «Конвейер» общий и для индивидуального и для массового пошива. Только одни пальто поступают на склад, другие «спускаются» к заказчику.

«Для удовлетворения запросов потребителей, — записали будущие работники ателье во вводной лекции по конструированию одежды, — нужно создавать элегантные модели, рассчитанные на типичные фигуры людей, чтобы эти образцы по своей форме и посадке могли служить эталоном для массового производства».

Такие мысли мог высказать лишь тот преподаватель, который не знает задач, стоящих перед службой быта, призванной оказывать индивидуальные услуги и которой массовое производство противоестественно по самой своей сути. Очевидно, сам преподаватель незнаком с работой фабрик пошива и ремонта одежды.

От педагога зависит многое. Он формирует взгляды учащихся, определяет их мышление. Его слово, схваченное на лету, прочно оседает в умах, и совсем нелегко раз усвоенное перекраивать потом на иной лад, по другим меркам. Вот почему каждое слово, сказанное ребятам, должно быть тщательно взвешено и продумано, подкреплено собственной практикой, опытом, солидной теоретической базой.

К сожалению, в стране нет ни одного института, который бы выпускал для профтехучилищ, готовящих мастеров сферы обслуживания, педагогов высшей квалификации. А они очень нужны. Не лучше обстоят дела и с мастерами производственного обучения. Швейников, например, выпускают в год около трехсот человек. Но это для легкой промышленности, а мастеров для службы быта специально вообще не готовят.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Новичок

Рассказ

Над чертежами завтрашнего дня

С председателем Комиссии по делам молодежи Совета Союза Верховного Совета СССР, первым секретарем Томского обкома КПСС Егором Кузьмичом Лигачевым беседует специальный корреспондент «Смены» Владимир Луцкий