Стоимость разряда

Вячеслав Зайчиков| опубликовано в номере №1104, май 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Комсомол взял шефство над развитием легкой и пищевой промышленности, торговли и сферы обслуживания. За пятилетку в торговлю и потребкооперацию по комсомольским путевкам придет не менее миллиона юношей и девушек, да еще примерно пятьсот тысяч молодых людей пополнят отряд работников бытового обслуживания и коммунального хозяйства. Но человеку, помогающему нам выбрать прическу или фасон платья, починить туфли или пообедать, нужны и специальные знания и мастерство. Где и как учат тех, кто придет завтра в сферу обслуживания?

Не стыдясь слез, девушки повторяли одно и то же:

— Отпустите нас, Мария Андреевна. Не можем мы так работать. Мария Андреевна Ястребова, директор московской фабрики пошива и ремонта одежды № 19, медленно поднялась из-за стола и подошла к портнихам.

— Опять не получается? Но я же поставила вас в лучшую бригаду.

— Там унифицированная технология. Мы ее плохо знаем...

— Тогда шейте самостоятельно брюки, платья, блузки, смотря что по душе.

Портнихи замолчали. Ястребова понимала, что должна помочь им. Но чем, каким образом?.. Мария Андреевна хотела предложить очередной вариант, но только безнадежно махнула рукой.

— Ладно, пишите заявления.

Когда девушки вышли, обратилась ко мне:

— Каждый год из профессионально-технических училищ получаем около семидесяти человек. Многие сразу же увольняются. Эти двое тоже из ПТУ. В удостоверениях пятый разряд. Понимаете, пятый! А нам пришлось их переучивать. Сколько времени, сил затратили, в итоге — заявление. Конечно, я имею полное право не увольнять. Только удерживать таких смысла нет.

И в поступке девушек, которые, не отработав после окончания профтехучилища положенных трех лет, не поняв своего назначения, своей профессии, бегут с фабрики, и в словах директора, пытавшейся их удержать, поскольку предприятию очень нужны люди, — горечь и сожаление. Наверное, и молодые портнихи и руководитель фабрики, вспоминая заключительную встречу, будут еще и еще раз сопоставлять такие совершенно несопоставимые факты: пятый разряд, порой высший в портновском ремесле, и очевидное несоответствие ему подлинной квалификации. Что это, случайность, нетипичный пример? Вряд ли. Ведь за два года с девятнадцатой ушли двадцать четыре выпускника ПТУ. Не лучше положение и на других предприятиях. Основная причина увольнений — разочарование в профессии, неумение работать в условиях ателье. Некоторые навсегда оставляют портновское дело и уходят на машиностроительные заводы, в учреждения, остальные — в крупные швейные объединения, на «Большевичку», «Вымпел», «Юность», где массовое поточное производство, разделенное на сотни операций.

Надо сказать, проблема молодого пополнения волнует сегодня не только работников предприятий пошива и ремонта одежды, но и починки домашней техники, обувных мастерских, парикмахерских, фотографий, бюро добрых услуг, прокатных пунктов, а также торговли, потребкооперации, коммунального хозяйства и общественного питания. Во многом эти проблемы сходны, естественно, существует разница.

Но все они ждут решения.

Помню, с какой острой заинтересованностью говорилось об этом на Всесоюзном семинаре секретарей комсомольских организаций передовых предприятий сферы обслуживания, созванном ЦК ВЛКСМ. Начала разговор Валя Громова из рижского объединения «Силуэт».

— У нас многие портнихи лет двадцать отработали, сколько наград за свой труд получили и довольствуются пятым, а то и четвертым разрядом. У девочек из ПТУ тоже пятый. По опыту, умению разве поставишь их рядом?!

Валя Подгорбульских, секретарь комсомольской организации Курганской фабрики, пошива, и ремонта одежды, заметила:

— Дело даже не в разряде, девчата. Если портниха талантливая и ее можно тут же в закройщицы ставить — пятый по заслугам. Но мало таких готовят в ПТУ, больше средненьких, а то и вовсе слабеньких. Уровень подготовки поднимать надо — вот в чем вопрос.

Да, наши профессионально-технические училища зачастую готовят портных, радиомехаников, обувщиков, не учитывая специфику бытовой отрасли. Службе быта нужны люди, способные быстро ориентироваться в обстановке, готовые выполнить пожелание, просьбу человека по имени Заказчик. Для этого надо знать его вкусы и запросы, новинки техники и направление моды, чувствовать, что при исполнении любого заказа имеешь дело с конкретным человеком, которому оказываешь конкретную услугу — чинишь телевизор, стираешь сорочку, обслуживаешь за столиком в кафе.

Обучают ли в профтехучилищах именно этой стороне дела? К сожалению, далеко не везде. Почему-то считается, что умение работать с конкретным заказчиком, клиентом, посетителем придет само собой, по мановению некоей волшебной палочки. И ошибаются. В результате сотни неудачно начатых трудовых биографий, сотни конфликтов, наподобие того, о котором я рассказал вначале. По существу, там получилось вот что. В ПТУ девушкам присвоили разряд, который должен был свидетельствовать о высокой квалификации. Но, придя на фабрику, они поняли, что их учили шить как-то не так. Те же рукава, полочки, карманы в рамку. Только производственная технология и та, что преподавалась в училище, как бы две плоскости, которые не пересекаются. Девчатам нужно бы напрячь усилия, собрать всю свою волю... Конечно, требовалось время, и немалое — два-три года. Но выдержки не хватало. В результате принято решение уйти из ателье любой ценой. На весы брошены все аргументы, начиная от зарплаты и кончая ошибкой в выборе профессии.

Чтобы свести такие случаи к минимуму, видимо, стоит кое-что пересмотреть в подготовке кадров для сферы обслуживания. И начинать, думается, надо с проблемы набора, а точнее, отбора юношей и девушек при поступлении в ПТУ. Многие работники профтехобразования недоуменно пожмут плечами: разве можно вести об этом речь, когда едва-едва удается укомплектовать состав учащихся? Верно, собрать под крышу ПТУ необходимое количество ребят сегодня нелегко. Страна предоставила им широчайший выбор — пожалуйста, учитесь на различных курсах, в школах, техникумах, институтах. У каждой формы обучения есть немало возможностей для агитации. Есть они и у работников профтехучилищ. Только используются ли они, эти возможности?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены