ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР.
Отмечая беспримерную героическую работу летчиков, осуществивших спасение челюскинцев, Центральный исполнительный комитет Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Присвоить звание ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА - ЛЯПИДЕВСКОМУ А. В., ЛЕВАНЕВСКОМУ С. А., МОЛОКОВУ В. С, КАМАНИНУ Н. П., СЛЕПНЕВУ М. Т., ВОДОПЬЯНОВУ М. В., ДОРОНИНУ И. в.
Председатель Центрального исполнительною комитета Союза ССР М. КАЛИНИН Секретарь Центрального исполнительного комитета Союза ССР А. ЕНУКИДЗЕ
МОСКВА, КРЕМЛЬ, 20 апреля 1934 Г.
Среди семи, прорвавшихся на крыльях к льдине, был и Слепнев.
... Февральским утром он послал телеграмму с просьбой направить его на спасение челюскинцев. Спустя несколько дней в Москве, на рассвете, он услышал короткий гудок авто. Слепнев взял чемодан, папиросы и шляпу. Подойдя к дверям соседней комнаты, он секунду прислушался: там лежала его больная жена. Повернувшись, он тихо вышел. За ним негромко щелкнул английский замок.
Так начался великий поход.
На аэродроме бушевал поднятый винтами самолета снежный вихрь. Путь лежал из Москвы на Кенигсберг. Оттуда через Атлантику - в САСШ, Канаду и Аляску. Закупив в Фербенксе два самолета, советские полярники: Ушаков, Слепнев, Леваневский - двинулись к лагерю Шмидта. Самолет Леваневского потерпел аварию. Слепнев полетел в лагерь. При посадке в торосах он повредил шасси. Слепнев пробыл три дня на ледяном плацдарме, где два месяца легендарный отряд давал бой смерти. Он был свидетелем самого сильного со дня гибели «Челюскина» сжатия льдов. Он вынес на крыльях шесть человек. 12 апреля Слепнев появился в Номе со Шмидтом, Ушаковым и американскими бортмеханиками. Аляска третий раз встретила давно известного ей советского летчика, который второй раз со славой прилетает из - за Берингова пролива.
Первый раз Маврикий Слепнев появился в АЛЯСКЕ в 1 930 г. с трупом летчика Эйльсона на борту. США обратились тогда к нам с просьбой разыскать двух пропавших в Арктике американских летчиков. Когда Слепнев прилетел к мысу Северному, там зимовал «Ставрополь», стояла затертая льдами шхуна знаменитого полярника Свенсона «Нанук», два американских самолета тщетно искали пропавших. Они полагали, что Эйльсон жив. Слепнев восстановил мысленно картину гибели самолета «Гамильтон» и заявил:
- Несомненно погибли, надо искать их тела. Через 18 дней он топором вырубил из-подо льда реки Ангуемы два обледенелых трупа. Когда погибшие были переданы американцам, на горизонте показался силуэт «Ферчайльда». Самолет пошел на посадку, но коснулся заструг, подскочил, треснул и, снеся шасси и пропеллер, врезался грудью в снег. Все бросились к разбитой машине. Из нее вылез американский капитан Рид и, не обернувшись к изуродованному самолету, приложив руку к шлему, невозмутимо отрапортовал Слепневу:
- По специальному заданию. Сел, чтобы вручить вам телеграмму из Вашингтона...
В ней правительство США приглашало русских летчиков в Америку. С трупом Эйльсона на борту Слепнев «перепрыгнул» на самолете Берингов пролив. Он был первым советским летчиком, который вступил на землю Аляски. Путешествие его по Америке было триумфом советской авиации. На могилы погибших летчиков американцы возложили красные, советские флаги. Имя Слепнева было вписано в золотую книгу города Теллори рядом с Роальдом Амундсеном, побывавшим в Аляске за 4 года до Слепнева. Советский летчик явился предметом сенсации, и губернатор города буквально отбивал его от толпы. Нашлась даже богатая леди, которая поднесла ему 500 долларов: обычно так начинается в этой стране карьера молодых людей. Но Слепнев усмехнулся и от чека на доллары отказался. Это было поразительно и давало совершенно новое представление о советском летчике. Когда Слепнев на банкете заявил, что ему непонятна шумиха, поднятая вокруг его экспедиции, так как он выполнил обычное дело, порученное ему советским правительством, его слова произвели настоящую революцию в умах. И Слепнев, шутя, со свойственным ему юмором, спешил оговориться, что присутствующий переводчик губернатора может засвидетельствовать, что он не призывал к мировой революции, а только удостоверял своим присутствием, что живут в Стране советов нормальные рабочие люди, без ножа в зубах, и что советские летчики самоваров в «юнкерсе» не возят...
... Когда Слепнев спустя четыре года пустился через Америку в лагерь Шмидта, на всем пути его встречали как знакомого, известного в Аляске советского летчика.
В Нью-Йорке он нашел Свенсона, который рассказывал всем:
- Это тот русский, которому удалось найти Эйльсона.
В представлении старого полярного промышленника это была только «удача» - пресловутый американский «лэк».
В Канаде экспедицию советских полярников встретил Джо Кросс, летчик Аляски. Он смял в объятиях Слепнева, с которым когда-то разыскивал Эйльсона. Из Канады Кросс увез советскую экспедицию на своем самолете в Фербенкс. Здесь знакомый газетчик протянул Слепневу - как и четыре года назад - номер «Фербенкс Дейли Ньюс Майнер», на первой полосе которого был помещен портрет «командора Слипинева» и напечатана его биография. Служащая в гостинице, где четыре года назад останавливался Слепнев, воскликнула:
- О, вы опять летите туда, за удачей! За «лэком»?
И Слепнев написал в Москву, что старая вертушка - земля вертится, в Фербенксе по-прежнему и все по-прежнему понимают здесь жизнь только как удачу или неудачу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.