Созидание прекрасно

опубликовано в номере №840, май 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пожалуй, это больше чем очередная художественная выставка. И не только потому, что свыше шестисот произведений живописи, скульптуры и графики, экспонированные в залах Музея изобразительных искусств имени Пушкина, посвящены знаменательному событию в жизни советской молодежи – XIV съезду комсомола. Выставка – своеобразный рапорт молодых художников, чье творчество занимает видное место в трудовой жизни страны.

Художникам чуждо стремление поразить зрителя ложной мудростью или парадной пышностью, что отнюдь не было редкостью на выставках лет десять назад. Гигантские скульптуры и многометровые холсты уступили место глубоким по содержанию произведениям. Художественная ценность искусства определяется не размерами – это стало истиной. Небольшой портрет нефтяника азербайджанского живописца Т. Салахова говорит о труде и человеке больше и полнее, чем монументальное полотно, изображающее нефтяные промыслы с точностью документальной фотографии. Скромные размеры и простая композиция картины В. Попкова «Новый дом готов» убеждают, что тему социалистического строительства в искусстве можно решать, вовсе не изображая подъемных кранов, мощных экскаваторов и парней в майках с тяжелоатлетической мускулатурой. Здесь голубоватый свет утра, льющийся в просторные окна, и фигуры девушек, освещенные ранним солнцем, лирично и ненарочито выражают основную мысль: созидание прекрасно!

Тематическое разнообразие выставки заставляет говорить о том, насколько широк круг интересов наших художников. Темы революционного прошлого и военных лет, послевоенное-строительство и сибирские новостройки, портреты современников и лирические пейзажи и натюрморты – все это находит место на выставке. Художники действенно вторгаются в жизнь; они не наблюдают ее со стороны, но активно участвуют в ней. В самом деле, достаточно ли было П. Никонову наблюдать новое сибирское строительство из окна гостиницы, чтобы написать картину «Наши будни»? Автором этой картины мог быть человек, на себе испытавший и крепость зимнего сибирского ветра, и обжигающее прикосновение к ладоням ледяного металла, и очевидные неудобства открытого кузова машины, которую подкидывает на мерзлых взметах проселка...

Вся многонациональная Советская страна представлена на молодежной выставке. Солнечный колорит, щедрая южная сочность живописи Кавказа и среднеазиатских республик, сдержанная палитра и острота формы прибалтийцев, полнокровное ощущение жизни украинских художников – все это заставляет всерьез говорить о национальном своеобразии нашего искусства.

Всесоюзная выставка молодых художников знаменательна и как культурное событие в жизни страны и как творческий отчет художников комсомольскому съезду.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Наследник

Рассказ

Человек ума и воли

К 75-летию со дня казни Александра Ильича Ульянова