Альпинизм в темноте

Валентин Смирнов| опубликовано в номере №840, май 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Альпинизм в темноте» – так иногда называют исследование пещер, зачастую сопряженное с неимоверными трудностями и опасностями. Этот вид опарта требует от человека воли и мужества, силы и выдержки, абсолютной уверенности в себе. В то же время он, как никакой другой вид спорта, тесно соприкасается с наукой.

За плечами ялтинских «пещерников» немало славных дел. Это они открыли пещеры Висячую и Мисхорскую, расположенные в Ай-Петринской стене, первыми проникли в легендарную Медовую в полукилометровом скальном отвесе над селом Оползневом, штурмовали неприступную Ак-Кая под Белогорском. И всюду следом за спортсменами шли геологи и гидрогеологи Института минеральных ресурсов АН УССР, с которыми они работают в тесном контакте, всюду открытия спортсменов вызывали живейший интерес ученых.

Этот очерк рассказывает об одной из пещер, недавно открытой ялтинцами...

Знаменитый водопад Учан-Су. Он очень эффектен весной и зимой, ногда много воды. Летом же Учан-Су питается не столько водой, сколько славой. Возле водопада всегда толпятся стайки отдыхающих, глазеющих на серебряные струйки воды, которые низвергаются с головокружительной высоты. Рядом с ними стоим и мы, нагруженные тяжелыми рюкзаками, Где идти? Подниматься наверх на Боткинскую тропу, по которой обычно ходят туристы? Но это очень большой крюк, Валерий Павлотос предлагает:

– Пойдем вдоль подножия скал. Там есть тропинка.

Видя наши сомнения, он уверяет:

– Я по ней ходил...

Мы трогаемся... И тогда Валерий добавляет невинно:

– Ходил, когда мне было восемь лет.

Но мы уже не возвращаемся. Тропа круто набирает высоту, подходит к громадам скал и дальше вьется прихотливой, извилистой лентой. Вскоре она сбегает вниз, и мы начинаем подъем по осыпи, карабкаемся по скалам, пока наконец не приходим к цели нашего похода–скале Ставри-Кая. «Крест-скала» означает это в переводе.

К югу Ставри-Кая обрывается абсолютным отвесом. Где-то внизу, на середине этой стены, зияет черное отверстие пещеры. Сотни туристов ежегодно проходили по тропе в нескольких шагах от пещеры, не подозревая о ее существовании. И только зимой 1960 года

Георгий Зеленин, вместе с группой ялтинских спортсменов спустившись по скале, открыл эту новую пещеру, названную Ставри-кайской. Сегодня мы должны собрать образцы сталактитов для коллекции и сделать топографическую съемку пещеры. План ее ждет от нас Институт минеральных ресурсов Академии наук УССР.

...Начинается подготовка к спуску. Прочная веревка крепится за ствол низкорослой сосенки, разматывается 5ухга страховочной веревки. Первым уходит Игорь Черныш. Несколько шагов по крутому склону – и Игорь повисает в пустоте. С шуршанием убегает страховочная веревка. Через несколько десятков метров, когда Игорь давно уже скрылся внизу, она останавливается: Игорь «завис» над входом в пещеру.

Зеленин добродушно усмехается:

– Мы спускались сюда первый раз зимой. Веревка намокла, тяжелая стала – не протащить. И вот я так же висел над входом. Там надо вкачнуться внутрь. Это, пожалуй, самый острый момент, когда отрываешься от скалы. Веревку начинает крутить, перед глазами все крутится. Почему-то панорама окрестностей никогда не производит такого острого впечатления, как в этот момент...

– Дошел! – доносится наконец голос Игоря.

Один за другим спускаются остальные.

...Вот и пещера. Высокий горизонтальный ход уводит в недра скалы. Он кажется немного таинственным и загадочным, как всякий вход в пещеру, в которой ты не был. А кроме Зеленина, здесь не был никто из нас.

Начинается топографическая съемка. Валерий разматывает мерную ленту, вооружается горным компасом.

Невдалеке от входа пещера расширяется влево и вверх. Зеленин отходит в сторону, освещает фонариком стену. Она усыпана натеками своеобразной формы, напоминающими грибы, вырастающие иногда на деревьях.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Человек ума и воли

К 75-летию со дня казни Александра Ильича Ульянова

Будь готов! Всегда готов!

Репортаж из Уфы пионерской