Сорри, Монтессори

Александра Генрих|13 Декабря 2010, 17:54| опубликовано в номере №1754.1, декабрь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Педагогическая поэма Александры Генрих

Иллюстрации: Алексей Игнатов

Мне 24 года, но я крепко помню о своем детстве. Пластинка, где одинокий щенок завывал: «Ах, зачем я голубой!», диафильмы про Златовласку. Засевшая в воспоминаниях обложка книжки «Тутта Ларсен и Людвиг Четырнадцатый». Помню cвою любимую игрушку – пластмассового Бонифация в зеленом купальнике, а также детские утренники, где я была то Снежной королевой, то кустом, – все это навсегда останется в моей памяти.

В те дни я не задумывалась, как меня воспитывают, а по какой системе – уж и подавно. Лишь недавно я узнала, что и Бонифацием, и щенком я обязана гению советской педагогики Антону Cеменовичу Макаренко.

Свободный гражданин

Антон Семенович – мужчина с аккуратными усиками щеточкой и в круглых очках – воспитал более 3000 молодых граждан Советской страны. Все эти граждане изначально были с уголовными наклонностями, поэтому педагогика Макаренко была направлена в основном на трудовое коллективное воспитание. Воспитатель воздействует на детский коллектив, а через него и на каждого ребенка. Проработав почти двадцать лет в колониях для несовершеннолетних, Антон Семенович был непримиримым критиком «свободного воспитания», при котором за провинности не наказывали. Педагог не раз говорил, что любовь и уважение к детям должны сочетаться с требованиями к ним. Он считал, что к непослушным детям надо применять все наказания, кроме телесных. Классика жанра – ставить в угол и оставлять без десерта.

Совместно с Надеждой Крупской Макаренко активно боролся с популярной в 20-е годы педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами «закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой». Опытным путем Макаренко доказал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный плохими условиями жизни, может исправиться благодаря верным методам воспитания.

Антон Семенович cчитал, что даже во время игры в ребенке должны закладываться «качества будущего работника и гражданина». Он серьезно подходил к детским игрушкам, классифицировал их, разделял на игрушки для развития воображения (фигуры лошадок, автомобилей и т. д.), логики (картинки с вопросами, кубики, конструкторы) и трудовых навыков (доски, камни, глина). Принципы воспитания советского педагога до сих пор сохраняются в большинстве российских образовательных учреждений.

Дефективный принц

С 90-х годов в России становится популярным воспитание по cистеме Монтессори. Сейчас школ c итальянской методикой в Москве уже около 90 штук.

Педагог-гуманист Мария Монтессори придумала свою систему в начале XX века. Первая ее школа была открыта в Риме в 1907 году. А сейчас в одной только Америке 4000 школ. В других странах, среди которых Франция, Германия и Индия, – 7000.

Интересно, что систему Монтессори в нашей стране пытались внедрить еще в 20-е годы. Но усилиями Крупской на cобрании Государственного ученого совета в 1926 году Монтессори-группы запретили по идеологическим cоображениям. В постановлении было сказано: «Помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучет биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики».

В контексте строительства коммунизма система воспитания Макаренко была куда ближе: нацеленность на коллектив и движение вперед несмотря ни на что.

На системе Монтессори выросли миллионы людей, в том числе Жаклин Кеннеди, английские принцы Уильям и Гарри, артист Пафф Дэдди. Все они притягивают к себе общественное внимание, успешны, богаты. Может, это тоже следствие воспитательной системы? Может, и мне не поздно выбросить из головы Бонифация и стать женой американского президента? Но как это сделать?

Славянский бульвар

Помочь с ответом могла только Московская школа Монтессори. Кузница, где выковывают принцев и артистов, находится неподалеку от метро «Славянский бульвар», на первом этаже элитного жилого комплекса с голубой крышей.

– Снимите, пожалуйста, сапоги, – попросила директор школы Валентина Зайцева. – У нас тут сразу ковер.

Ага, вот и первое правило новой системы. Всегда и везде снимай обувь. Мало ли что.

Из коридора выполз на четвереньках и с любопытством взглянул на меня ребенок. Пока мы шли в кабинет, мимо проплывали комнаты для занятий – просторные, все со стеклянными стенами. Из окон открывался вид на городской парк. Зайцева рассказывала, что школа существует уже около года и рассчитана на детей от 0 до 7 лет.

В кабинете я завела беседу с одной из самых молодых преподавателей школы по имени Элеонора. Она беловолосая, c тоненьким голоcом, примерно моего возраста. Элеонора идеально владеет японским языком, потому что несколько лет назад жила во Владивостоке и работала в японской фирме переводчиком. Но так как она выходец из педагогической семьи, то гены очень быстро взяли над ней верх. Теперь она здесь, в школе Монтессори, переводит со взрослого на детский язык группе от 0 до 3 лет.

Элеонора рассказала удивительную вещь. Оказывается, система Марии Монтессори действует на ребенка с самого рождения и заканчивается в 24 года!

– То есть у меня еще есть шанс? – воскликнула я.

– Нет, – добродушно ответила Элеонора. – У нас в России по итальянской методике есть школы только на возраст от 0 до 12 лет. Колледжей и институтов Монтессори в России пока не построили. Во-первых, это требует больших финансовых вложений, а во-вторых, поколение родителей, интересующихся системой Монтессори, только подрастает.

Собственно, на этом можно было и откланяться, поскольку мое будущее явилось мне во всей своей пластмассовой реальности. Там пахло пылью с диапроектора и глухо выл Голубой Щенок.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сирота-невеста

Спиральная история новогодней елки

Соседи снизу

Творческие будни белорусских музыкантов

Художники рисуют «Оливье»

Специальный проект журнала «Смена»