Соратники — мои ученики

Татьяна Гончарова| опубликовано в номере №1428, ноябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

История — форма и средство познания действительности. Но эта действительность не однозначна. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное, что было в прошлом.

Примечательную надпись на «Истории России» С. М. Соловьева сделал поэт Ярослав Смеляков:

История не терпит суесловья,
трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
нельзя любить безумною любовью
и не любить без памяти нельзя.

Школьные уроки истории должны побуждать подрастающего человека ассоциативно мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевно причастным к великим деяниям народа, находить высший смысл жизни в служении Родине, обществу. Мы, люди, — носители Прометеева огня. Нам нужно идти по следам прежних эпох, но идти не слепо, а творчески, искать то лучшее, что искали наши предки, и создавать принципиально новое. А это невероятно трудно: на отдельного человека-первопроходца и общество-первопроходца в целом порой обрушиваются великие испытания. В такие периоды история может выполнить врачующую роль.

Старушка, героиня рассказа Василия Шукшина «На кладбище», говорит собеседнику о современной молодежи:

— Вот и знают много и вроде понимают все на свете, а жить не умеют. А?

Собеседник отвечает ей:

— Да где они там знают много! Там насчет знаний-то... конь не валялся.

Старушка:

— Да вон по сколь годов учатся! Собеседник:

— Ну и что? Как учатся, так и знают. Для знаний, что ли, учатся-то?

История — в числе других предметов, особенно гуманитарных, — призвана добиваться у учеников соответствия сознания и бытия. Это самая трудная педагогическая задача, но, если она не решена, решение других не имеет смысла. Совершенно необходимо, чтобы школьники овладевали такими основополагающими понятиями истории, как закономерности развертывающихся событий, личность и массы в историческом процессе, материальный фактор на всех этапах развития человеческого общества, эволюция и революция в истории общества.

Питомцев школы, окончивших ее несколько лет назад, часто спрашиваю:

— Вот вы десять лет прожили в школе. Что вы вынесли из нее?

Безмерно влияние хорошей школы на подрастающего человека. И все же можно увидеть определяющее.

«После школы я только и делаю, что прибавляю знания. И это потому, что учителя научили меня думать».

«Школа научила меня двум важным вещам: общению с людьми и умению самостоятельно добывать знания, чтобы мыслить по-своему. Все это мне крепко пригодилось в жизни».

В этих словах двух разных выпускников, один из которых работает врачом, другой — юристом, выражена суть хорошей школы.

На каком-то этапе развития нашей школы возникла немотивированная боязнь — не истин, а искания истин самими учениками, случайно заданных вопросов, малейшего отступления от учебника, от объяснения учителя. Постепенно, мало-помалу из уроков вытеснились творческие поиски учеников в области всех наук, но особенно гуманитарных.

Как преодолеть этот недостаток, особенно нетерпимый в условиях реформы школы? Ведь именно реформа ориентирует нас на резкое повышение уровня общеобразовательной подготовки, на творческое, активное и самостоятельное овладение основами наук.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Кинематограф молодых: кто в ответе?

К ХХ съезду ВЛКСМ. Проблемы воспитания творческой молодёжи