Соратники — мои ученики

Татьяна Гончарова| опубликовано в номере №1428, ноябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Творческая педагогика

Действительный член Академии педагогических наук СССР Юрий Бабанский:

— Как сделать, чтобы наши уроки стали уроками жизни, не только давали глубокие знания, но и воспитывали гражданина? Уверен, что творческое, самобытное решение этой проблемы будет активно содействовать перестройке педагогического сознания учительства в свете идей школьной реформы и задач, поставленных XXVII съездом нашей партии.

Его делегатом была народный учитель СССР Татьяна Ивановна Гончарова.

Все, о чем она пишет, рождено страстной потребностью поведать о самом главном, что обретено в более чем 30-летней учительской деятельности. Поведать честно и предельно искренне. И это не может не вызвать ответного сопереживания, соразмышления о том, что волнует каждого избравшего педагогическое поприще: какой учитель нужен нашему обще ству, чему и как учить юных, которым предстоит продолжить начатое предшествующими поколениями, стать творцами своей собственной судьбы и судьбы страны?

Написанные ярко, умно, неравнодушно, записки Т. И. Гончаровой заставляют задуматься о природе, истоках педагогического мастерства, еще раз убеждают в том, что дело учителя — это выражение его личности, его гражданской и педагогической позиции.

Отдавать может только духовно богатый. Жизнь учителя — это непрекращающееся восхождение к высотам человеческой культуры, стремление «быть с веком наравне», непрерывное самовоспитание и учение (у жизни, людей, книг, своих учеников). Все доброе, плодоносящее, прогрессивное впитывается им, становится личным достоянием и, в конце концов, отдается делу. Счастье учителя — в воспитании человека высокой нравственности, подлинной культуры и интеллигентности, обостренной совести и долга, человека, которому можно доверить оружие солдата, самый сложный станок, права и обязанности гражданина.

О том, как вырастить такого человека, как развить его ум и душу, и радеет прежде всего Т. И. Гончарова. Все приемы, формы, средства деятельности на уроке и после, которые она применяет, продиктованы этой заботой и направлены на то, чтобы сделать учение сердцевиной духовной жизни школьников, а их самих — активными, заинтересованными и сознательными участниками собственного обучения и воспитания. Современная, отвечающая требованиям жизни позиция!

Огромное значение Т. И. Гончарова придает эмоциональному фону уроков и общения друг с другом, помогая каждому поверить в себя, в свои силы, увидеть перспективу своего развития. Открытость учителя, всей его жизни, искреннее внимание к внутреннему миру учеников, понимание их состояния рождают у детей ответное доверие к педагогу, желание идти за ним. При этом опора на лучшее в каждом воспитаннике, поддержка и развитие этого лучшего становятся главным средством духовного и душевного возвышения детей. Здесь хотелось бы напомнить мысль В. А. Сухомлинского: «Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». О созидании вместе с детьми такой разнообразной, увлекательной, эмоционально богатой и яркой, наполненной идеальными чувствами, взаимообогащающей жизни и заботится Т. И. Гончарова как воспитатель.

Высокие результаты ее педагогической деятельности — лучшее доказательство плодотворности такого гуманного, ставящего в центр внимания личность ученика подхода к его обучению и воспитанию.

31 год работы в школе. Много? Да. Но и теперь я с радостным ожиданием встречи с моими учениками вхожу в класс и с улыбкой говорю: «Здравствуйте, ребята!» Я вижу милые, красивые лица дорогих мне старшеклассников, озорные, смешливые глаза моих пятиклассников. Они тоже ждут: каким будет новый урок, целых 45 минут нашей сегодняшней жизни?

Самое главное и самое сложное сейчас — преодоление стереотипов мышления, изменение педагогического сознания, освобождение от ошибочных представлений, поиск новых, отвечающих требованиям современности подходов к обучению и воспитанию подрастающих поколений.

Обучение школьников производительному труду — одно из ведущих направлений школьной реформы. Однако вот что не может не тревожить. Часто производительный труд понимается лишь как физический; при этом забывают, что производительным должен быть и умственный труд, а первоочередной задачей учителя является обеспечение напряженной, творческой и самостоятельной деятельности учеников в сфере мысли.

Устаревший подход к трудовому воспитанию объясняется инерцией традиционного мышления. Сегодня важно понять: хорошо работает тот, кто хорошо мыслит, а творческое мышление, как известно, развивается прежде всего в процессе познания.

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читаем:

И долго Гриша берегом
Бродил, волнуясь, думая,
Покуда песней новою
Не утолил натруженной,
Горящей головы.

Вот и учитель должен радеть о том, чтобы голова его ученика стала «натруженной». А это невозможно, если ребенок не будет напрягать свой ум, преодолевая посильные трудности учения, задаваться вопросами, искать ответы на них.

К сожалению, по абсолютному большинству учебных предметов подростки, юноши и девушки не задают вопросов. Не задают сегодня, на этой неделе, в этом месяце, в текущем учебном году...

Мое педагогическое сердце радуется, когда вижу пытливые лица ребят, проявления потребности познать окружающий мир, уяснить суть своего существования на земле. Но случается это далеко не на всех уроках. Чаще всего учитель задает вопросы, а ученики отвечают на них, опираясь лишь на учебник. И у них складывается превратное представление, что истины уже найдены авторами учебников и учителями. Что еще искать? Зачем искать? Истины установлены, их нужно только воспринять, запомнить и воспроизвести, не мудрствуя лукаво.

Истинный урок — это совместный поиск истины учителем и учениками, лаборатория культуры мышления. Где этого нет, там скука, мертвенность, бездуховность. По моему убеждению, драматизм обучения в том, что главный труд учеников — учение — не выступает главной сферой трудового воспитания.

* * *

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Попытка полета

Клуб «Музыка с тобой»

Воспитание навырост

Социальное исследование проблемы