Кинематограф молодых: кто в ответе?

Вячеслав Хотулев| опубликовано в номере №1428, ноябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

К ХХ съезду ВЛКСМ. Проблемы воспитания творческой молодёжи

В тот вечер кинорежиссер народный артист Киргизской ССР Болот Шамшиев в новом здании Музея имени В. И. Ленина показывал свою последнюю картину «Снайперы». На студии я все-таки успел задать ему несколько вопросов. Он вежливо отвечал, но постоянно возвращался к фильму, посвященному памяти Алии Молдогуловой — замечательной дочери казахского народа, Герою Советского Союза.

Вечером я сидел в полупустом зале. Было обидно за талантливого режиссера, а он рассказывал, как работал над фильмом, говорил спокойно, с достоинством, словно не замечая пустых кресел. Когда зажегся свет, Шамшиева в зале не оказалось: во время просмотра ему стало худо, и его на «Скорой» увезли в больницу. Накануне я видел объявление о просмотре, висевшее в холле ЦК ЛКСМ Киргизии. Почему же «Снайперы», суровая талантливая картина, которую сейчас необходимо пропагандировать молодежи, не вызвала интереса у комсомольских работников?

Отношение к киргизскому кинематографу всегда было особым. Двадцать лет назад возникло новое киргизское кино. Картина молодого тогда режиссера Толомуша Океева и сценариста Кадыра Омуркулова (это был его дипломный сценарий) «Небо нашего детства» стала известна далеко за пределами нашей страны. Свидетельство тому — многочисленные премии на международных кинофестивалях. Примерно в то же время в полной мере раскрылся талант Чингиза Айтматова. Его проза оказала сильнейшее влияние на развитие киргизского кино. Потом были фильмы, снятые Б. Шамшиевым, «Выстрел на перевале Караш» и «Белый пароход». И вот на протяжении уже двух десятилетий Б. Шамшиев, Т. Океев, М. Убукеев создают фильмы, доходящие до всесоюзного зрителя. Остальные режиссеры, в том числе и молодые, выпускают «плановую продукцию». В последние годы интерес к киргизскому кино резко упал. И не только в стране, но и в республике тоже...

Во Фрунзе я встретился со всеми «заинтересованными лицами» и с удивлением заметил, что были выражены две полярные точки зрения на молодой киргизский кинематограф. Я встречался в кабинетах студии, Госкино Киргизии, наконец, мы собрались в Доме кино, куда пришли и выпускники актерской мастерской народного артиста СССР А. В. Баталова.

Кадыр Омуркулов, член Союза писателей, Союза кинематографистов, лауреат премии Ленинского комсомола Киргизии, автор сценариев многих художественных и документальных картин, заведующий корпунктом АПН по Киргизии:

— Нашим так называемым молодым сейчас по 35 — 40 лет. Не многовато ли для того, чтобы с трибун разных собраний бить себя в грудь и говорить «мы — молодые»? Я не хочу сравнивать, не хочу брюзжать, но наше поколение начинало порезвее. Толомуш Океев, Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Гена Базаров... За каждым из них есть достойные, яркие работы. А наши молодые говорят: «Дайте мне сценарий, и я поставлю фильм!» Режиссер и сценарист начинаются со своей темы, со своей идеи, которая обжигает, не дает спать спокойно...

Сейт Бокомбаев, главный редактор объединения хроникальных фильмов, 36 лет, недавно окончил киноведческий факультет ВГИКа:

— Я считаю, что проблема молодых — это проблема во многом надуманная. Во-первых, тот, кто начал, — тот не начинающий. Это раз. Во-вторых, не должно быть этакого снисходительного отношения к дебютантам. Мол, они еще молодые, что с них взять? Но если ты снял первую картину, то и неси за нее полную ответственность, а не ищи «объективные» причины, почему она у тебя не получилась. Мы сейчас научились оправдываться и умеем находить тысячи причин, почему план не выполнили, творческая неудача...

Чолпон Аманалиева, главный редактор киностудии «Киргизфильм», кандидат философских наук, работает на студии второй год:

— Я считаю, что проблема молодых — в самих молодых! Судите сами. Их у нас около десяти человек, если иметь в виду тех, кто поставил одну-две картины или на подходе к ней. Вы знаете, у меня иногда создается впечатление, что для иных молодых магические слова «Мотор!», «Камера!» заслоняют главное в этой сложнейшей профессии, какой является кинорежиссура. Наши молодые на всех перекрестках говорят, что, мол, они без работы, им не дают снимать, что их зажимают маститые. Но что-то я невижу от них интересных предложений. А говорить: дайте мне сценарий, и я его сниму, — это не позиция, это иждивенчество. Если у тебя есть идея, за нее надо бороться, добиваться ее. Студия сейчас находится в очень тяжелом положении. Ведь спрос с «Киргизфильма» всегда был очень высок, особенно за последние двадцать лет. Но что-то я не вижу среди наших молодых способных замахнуться на высокие, дерзкие задачи... Это счастье, что на студии есть Б. Шамшиев, Т. Океев, М. Убукеев, на которых можно положиться... — Она задумалась и неожиданно добавила: — ...хотя если посмотреть, в каких условиях они работают!.. Вы не поверите, иногда на съемки ездят на велосипеде — в таком состоянии наш студийный транспорт. Среднее звено — ассистенты, администрация в съемочной группе, помощники режиссера — в основном малопрофессиональные люди. Павильонов своих у нас нет. Режиссеры зачастую на площадке работают и за осветителей, и за рабочих, тут уж не до творчества. Сегодня одного энтузиазма мало для того, чтобы решать серьезные задачи. А наша студия, без преувеличения можно сказать, оснащена технически хуже всех студий страны...

Мелис Убукеев, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, его последний фильм «Провинциальный роман» недавно с успехом прошел по экранам страны:

— Наше поколение пришло в кинематограф в середине 60-х годов. У многих из нас было военное детство, многие знали, что такое голод. Детский опыт очень важен для мироощущения, для того, что ты делаешь в жизни. За эти двадцать лет люди стали жить гораздо лучше, но и... разобщеннее, чтоли... Наша кинематографическая молодежь разобще на, несмотря на то, что существуют различные секции, семинары и тому подобные мероприятия. Каждый из них — сам по себе.

Болот Шамшиев, народный артист Киргизской ССР, режиссер-постановщик фильмов «Выстрел на перевале Караш», «Белый пароход», «Волчья яма», «Снайперы»:

— Мы начинали после Двадцатого съезда нашей партии. Тот съезд был переломным в истории нашей страны. Сейчас, после XXVTIсъезда, начался процесс обновления во всех областях нашей жизни и, конечно, в области культуры — тоже. Нынешнее поколение молодых выросло в весьма специфических условиях. С одной стороны, материальный достаток, а с другой — отсутствие инициативы, примеры социальной несправедливости, которые у некоторой части молодежи породили мысль, что такие вечные понятия, как «добро», «справедливость», «правда», — понятия растяжимые. И все же я бы не стал обвинять молодых в отсутствии инициативы, творческого поиска. Мне кажется, что в течение многих лет у них отбивали вкус к самовыражению. Это не вина, это беда некоторой части молодых...

Каридин Акматалиев, выпускник ВГИКа, ученик мастерской народного артиста СССР А. Б. Столпера, снял несколько художественных фильмов, последний — «13-й внук» — получил третью категорию:

— Мне кажется, многое зависит от уровня людей, которые администрируют в кинематографе. Лично я не видел от них никакой помощи. Все у нас складывается стихийно. В этом году, например, наша студия не выполнит план, это уже точно, потому что картину «Катастрофу отменяю» сдали намного позже срока. А представьте себе директора завода, который выполнил бы план на 50 процентов? В кино же это спокойно проходит. Я не помню случая, чтобы кто-то из руководства сказал: «Есть интересная тема, социальный заказ». Студией руководят воинствующие дилетанты. А кино — искусство коллективное. Руководство наше подходит к решению проблем по-старому...

Гульнара Алимбаева, в 1982 году окончила актерскую мастерскую А. В. Баталова во ВГИКе, снималась в картине «Потомок белого барса», сейчас работает на студии администратором в цехе подготовки съемок:

— Вот вы говорите — застой в нашем кино... А я не согласна. Может, просто сегодня нет таких ярких людей, как раньше?

Джали Соданбек, кинорежиссер, окончил ВГИК 7 лет назад:

— Двадцать лет назад не было национальных кадров в кино. И Океев и Шамшиев пришли на студию со своей темой. А когда мы после ВГИКа пришли на студию, нам стали диктовать условия, в том числе и темы. Мы пришли, студия выпускала две картины в год, и их было кому делать. Зачем в таком случае рисковать руководству? Мой фильм «Процесс» — не от хорошей жизни, поверьте, этот сценарий долго лежал, его никто не хотел брать, может, и мне не надо было, но сколько можно ходить без работы и без средств к существованию. То, что мы предлагаем, наш главный редактор отметает с порога, а то, что лежит в портфеле редакции, снимать невозможно... У меня такое ощущение, что наш главный редактор ошиблась адресом. Она работает чуть больше года, может, и не успела освоиться, хотя с ее приходом атмосфера на студии изменилась к худшему. Сейчас недавний выпускник ВГИКа Аман Камчибеков запустился со сценарием Р. Хуснутдиновой «Дилетант». Он пятнадцать лет пролежал на одной из республиканских студий, и никто им не заинтересовался, Аману предложили его снимать, и он согласился, а что может получиться?..

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Воспитание навырост

Социальное исследование проблемы

Директор из нашего класса

Пять лет назад двадцатичетырехлетнего главного механика из Кыштыма Владимира Денисенко назначили директором Троицкой обувной фабрики

Попытка полета

Клуб «Музыка с тобой»