События и герои

Л Черенцов| опубликовано в номере №662, декабрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Заметки о приключенческих фильмах

Приключенческие фильмы постепенно начали отвоевывать себе место на экране. Радушно встретили зрители такие волнующие произведения советского киноискусства, как «Подвиг разведчика», «Смелые люди», «Встреча на Эльбе», «Секретная миссия». Но особенно богат приключенческими фильмами последний год. Мы увидели «Заставу в горах» и «Школу мужества» производства студии «Мосфильм», «Таинственную находку» студии имени Горького, «Тайну горного озера» Ереванской студии, «Богатырь» идет в Марто» Киевской студии. Наконец, совсем недавно на экраны страны вышел новый фильм, «Кортик», созданный молодыми ленинградскими постановщиками В. Венгеровым и М. Швейцером по сценарию А. Рыбакова и И. Гомелло.

Напряженно, стремительно развивается действие этой интересной кинокартины.

Пытаясь завладеть старинным морским кортиком, лейтенант Никитский убивает молодого офицера Терентьева. Почему из - за кортика лейтенант пошел на преступление? Это связано с какой - то очень важной тайной. Кортик, однако, не достается Никитскому; он попадает в руки случайному свидетелю убийства матросу Полевому. У лейтенанта остаются только ножны.

Наступает Октябрьская революция. Матрос Полевой становится комиссаром, а лейтенант Никитский - бандитом. Он стремится во что бы то ни стало завладеть кортиком и упорно разыскивает Полевого. Во главе банды, совершающей налет на город, Никитский пытается остановить эшелон, в котором находится комиссар. Но бандиту не удается осуществить свои преступные замыслы...

Полевой не полностью посвящен в тайну кортика. Он знает лишь, что в рукоятке хранится пластинка с шифром, а ключ к шифру спрятан в ножнах. Таким образом, и Полевой и Никитский владеют только частями секрета, а весь откроется он тому, кто сумеет соединить кортик с ножнами.

Так начинается фильм, подлинными героями которого, его главными действующими лицами являются не лейтенант и матрос, а дети. Получив от матроса кортик, школьник Миша Поляков вместе со своими друзьями Генкой Петровым и Славой Эльдаровым ищут разгадку секрета. Ребята выслеживают Никитского и похищают у него ножны. Наконец тайна кортика открывается. Разгадать ее помогли чекисты, разоблачившие бандита Никитского. Кортик - ключ к потайной двери подвала, где хранятся сокровища, спрятанные в XVIII веке оружейным мастером Поликарпом Терентьевым «на оснащение флота российского, когда у кормила правления будут стоять люди, об истинной пользе и славе России пекущиеся».

Приключенческий фильм «Кортик» по праву заслуживает высокой оценки. В связи с этим хочется более обстоятельно поговорить о приключенческом жанре, сделать некоторые выводы, определить общие достоинства и недостатки, свойственные ряду приключенческих фильмов.

Благодаря захватывающему сюжету, необычайной остроте положений, стремительному развитию действия приключенческие произведения дают широкую возможность ярко обрисовать действующих лиц, выявить основные черты их характера - волю, мужество, ловкость, находчивость.

Но надо помнить, что только внутренняя сущность героя определяет все его поступки, объясняет его поведение. Следовательно, как бы ни был увлекателен сюжет, он в первую очередь должен являться средством для раскрытия характера.

К сожалению, во многих наших фильмах герои более подчинены велению интриги, того сюжета, который придуман автором, чем психологической правде характера, образа.

Вспомните «Заставу в горах». Герои этого фильма - и старший лейтенант Лунин и сержант Кулешов - не имеют своих ярких, индивидуальных черт, их образы давно примелькались среди персонажей других приключенческих фильмов. В этой картине немало напряженных ситуаций, и герои не раз попадают в запутанные положения, но за внешней остротой не чувствуется подлинной жизни. Герои фильма действуют по заранее придуманной схеме, а потому и заранее догадываешься, как они будут себя вести, какие поступки совершат.

Совсем иначе выглядят герои такого, например, фильма, как «Школа мужества». Здесь каждая сцена помогает нам глубже уяснить характеры действующих лиц.

Раненый Чубук, старший товарищ и наставник Бориса Горикова, забылся тяжелым сном. Нарушив его приказ, Борис спускается к реке, чтобы набрать для Чубука воды. Дорого расплачивается юноша за свою беспечность: он и Чубук попадают в плен. В этом коротком эпизоде авторы фильма умело показывают, как совершается перелом в характере Бориса, как мальчишество сменяется в нем солдатской зрелостью. Ярко нарисовано и дальнейшее развитие его характера. Вот Борис получает несложное задание: влезть на дерево и наблюдать за противником. Но он нечаянно разбил стекла бинокля. Как быть? Борис принимает смелое решение - пробраться в самый центр села, занятого врагом. С колокольни, следя за белыми, он вдруг видит полковника Жихарева. Ненависть охватывает Бориса, он хочет отомстить за расстрелянного Чубука. Но сознание долга побеждает - он не имеет права выдать себя и провалить задание.

Так в запоминающихся сценах и эпизодах показано становление характера героя.

Сюжет «Кортика» также определяется не случайным сцеплением различных обстоятельств, а той закономерностью, которая присуща самой жизни, вытекает из поступков героев фильма.

Связующее звено в кинофильме - это кортик. Вокруг него строится все действие. Кортик переходит из рук в руки до тех пор, пока заключенная в нем тайна не разгадана. Но как, например, кортик попадает к Мише? Почему комиссар решается доверить мальчику оружие и тайну?

Вот Миша (Володя Шахмаметьев) и Полевой (заслуженный артист РСФСР А. Толбузин) на чердаке обороняются от наседающих бандитов. Поведение Полевого зрителю понятно: Полевой - один из героев гражданской войны, человек, овеянный славой революции. Мы знаем: такой всегда побеждает! А вот как поведет себя мальчик, только что возившийся с голубями и вдруг захваченный стремительным круговоротом военной жизни? Немало приключенческих фильмов изображают героев, действующих с завидной смелостью, которой не очень - то веришь. Их «исключительная смелость» порой очень слабо мотивирована.

Миша в «Кортике» показан простым, обычным мальчиком. При виде крови на руке раненого матроса он вначале пугается, плачет. Но от этого образ его не «снижается», а, наоборот, становится понятнее и живее. Убеждающая сила образа как раз в том, что Миша сумел победить страх, выдержал боевое крещение. Полевой не мог не почувствовать этой подлинной смелости мальчика. И то, что он отдает ему кортик, логически вполне оправдано.

Авторы многих приключенческих фильмов, стремясь заострить сюжет, нередко нарушают жизненную правду. В жизни люди поступают гораздо проще и логичнее, чем герои подобных фильмов. Это и понятно: надуманность ситуаций требует надуманных поступков. Фильм «Кортик» правдив. Его правда - в конкретности всей окружающей обстановки, в реальности столкновений, а достоверности характеров юных героев, по - взрослому серьезных и по - мальчишески романтичных и наивных, и, наконец, в правильной трактовке отрицательных персонажей. Ведь не секрет, что в иных кинофильмах враги шаржированы, отлуплены. А между тем в любом произведении искусства отрицательные персонажи выполняют двойную функцию: помимо того, что они служат объектом обличения, они еще и являются противодействующей силой, в борьбе с которой определяются положительные характеры. Чем сильнее и умнее враг, тем труднее победа.

В том же фильме «Застава в горах» враги еще более схематичны, чем положительные образы. В одной из сцен этого фильма, например, матерый диверсант, рядящийся а восточный костюм, оказывается, не помнит, как закручивается чалма. Это понадобилось авторам, видимо, для того, чтобы оправдать сюжетную ситуацию. В результате шпион - дурачок, победа следователя - мелкая победа. А как можно было бы показать поединок между двумя умами, как мог раскрыться а такой сцене образ чекиста!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены