Снова о семье

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1224, май 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

(в тысячах)

1970 636 2222 286

1973 679 2009 338

1976 861 2121 406

Если сравнивать количество браков и разводов в одном году, то «разводимость» получается, естественно, меньше. В 1976 году было 2 миллиона 596 тысяч браков, то есть 308 разводов на 1000 браков. К сожалению, в последние годы произошел заметный скачок в «разводимости».

Так надо ли об этом писать? Если мы хотим улучшить положение, писать необходимо.

«Стоит ли надевать мужчинам белые фартуки?»

Это заголовок письма Марата Даутова из села Исянгулова Башкирской АССР. Письмо это очень важно и не очень длинно. Поэтому приведем его целиком.

«Уважаемая редакция!

В третьем номере журнала «Смена» познакомился со статьей «После свадьбы...». Статья очень взволновала меня. В ней автор, ссылаясь на равноправие мужчин и женщин в нашем обществе, призывает мужчин надеть белые фартуки и взять на себя домашние работы. Но ведь равноправие не значит взаимозаменяемость! Есть такие виды работ, которые лучше выполнять только мужчинам или только женщинам. Тут, конечно, не следует забывать и о том, что у женщины любовь к семейным заботам заложена с самого рождения. Это подтверждается простыми наблюдениями в семье: девочки играют с куклами и разными игрушками бытового обихода, а мальчишкам подавай только технические игрушки. С древних времен женщина была хранителем негаснущего очага и домашнего уюта. У них тысячелетний опыт по выполнению домашних работ, и чтобы достигнуть сегодняшнего уровня мастерства женщин и преодолеть психологический барьер, мужчины затратят столетия. Правда, автор статьи робко высказывается об улучшении сферы обслуживания: «Разумеется, можно сказать, количество домашних дел надо уменьшать путем развития сферы обслуживания. И это будет правильно. Но одно не противоречит другому. В обществе, где существует равенство полов, домашний труд должен делиться поровну. К сожалению, наша молодежь считает иначе...» Да, мы думаем иначе! Одним из наиболее трудоемких процессов является доставка продуктов из магазина и приготовление пищи. Мне кажется, вот с этого и надо начинать. Открыть кооперативные столовые или строить дома по таким проектам, где были бы предусмотрены общие столовые и кухни для жильцов этих домов и где предоставлялась бы возможность готовить обеды по очереди, а доставка продуктов питания из магазина или с базы была бы централизованной. Ведь недалек тот день, когда все мы будем обедать в общественных столовых, а кооперативные столовые будут реальной основой и базой для будущих пунктов общественного питания. Поэтому стоит ли надевать мужчинам белые фартуки?»

Вот такие печки-лавочки... Честно говоря, я не ожидал столь откровенного высказывания ветхозаветных взглядов молодым человеком. Дело, разумеется, не в одном питании – в домашнем хозяйстве немало забот, помимо кухонных. Суть письма М. Даутова: со временем все домашние дела отойдут к сфере обслуживания, а пока этого нет, пусть ими занимаются женщины. Первое можно было бы только приветствовать. А вот второе... Такой взгляд, а главное, практическое поведение мужчин, соответствующее этому взгляду, – одна из основных причин нынешних семейных трудностей и раздоров, скандалов и разводов. Повторю в кратком виде сказанное мною ранее о принципах, по которым равенство в семье становится необходимым. Именно равенство, а не равноправие, которое, кстати, существует уже шестьдесят лет. Равноправие – это равенство по праву, по закону. Нас же интересует практическое равенство, равенство в жизни. Разумеется, мы говорим о равенстве социальном и только о нем, а не о равенстве физических сил и не о том, что «не могу я сына грудью кормить», как острят иной раз.

Было время, когда функции мужа и жены в семье были четко разграничены. Муж – работник, кормилец, жена – домохозяйка.

Пришло время, когда женщина стала такой же работницей, «добытчицей», как и муж, но... осталась домохозяйкой, то есть практически почти все домашние дела по-прежнему лежат на ней. А это означает, что у женщины ежедневно два полновесных рабочих дня: восемь часов – столько же, что и у мужчины, на производстве плюс пять-шесть часов дома.

В общественном хозяйстве женщина добилась равенства, а в некоторых отношениях даже и обогнала мужчину. Женщины, особенно молодые, имеют более высокое общее и профессиональное образование. Из каждых десяти специалистов народного хозяйства (то есть людей с дипломами вузов и техникумов) шесть – женщины. Заработки женщин нередко выше, чем мужчин, жены – выше, чем мужа.

Совсем иное дело в семье. Домашних дел у жены обычно в два-три раза больше, чем у мужа, свободного времени соответственно много меньше. Пока жена занимается домашним хозяйством, муж отдыхает, читает, смотрит телевизор, забивает «козла», развлекается в «мужских компаниях» и т. д. Женщина должна быть сущим ангелом, чтобы безропотно мириться с таким «равенством», тем более что до выхода замуж она действительно во всем была равна со своими сверстниками или даже превосходила их (в образовании, духовном развитии и т. д.).

Неравенство женщины в семье в нынешних условиях – несомненный пережиток, явление, потерявшее корни в реальной действительности и существующее только в силу традиций, привычек, старых нравов, которые находятся в непримиримом противоречии с ведущими тенденциями нашей жизни.

Мириться с таким положением женщина не может. Эти противоречия и раскачивают «семейную лодку» и нередко пускают ее ко дну.

Единственно прогрессивный и исторически возможный выход из этого конфликтного положения – на пути к действительному равенству полов и в семье. Разумеется, конкретные семьи находят выходы каждая по-своему в зависимости от очень многих конкретных обстоятельств. В одних семьях домашние обязанности жены и мужа примерно равноценны; в других – жены еще согласны мириться со старыми порядками; есть и такие семьи, где дом в основном на муже. Но во многих случаях конфликт, увы, разрешается только разводом.

Я вполне допускаю, что жена Марата Даудова – если она у него есть – целиком разделяет его взгляды. Тогда ему повезло. Поскольку он живет в селе, где, видимо, сильны еще бытовые пережитки, он, возможно, сумеет пронести свои взгляды через всю жизнь. Но допустим, что он или ему подобный переедет в город и женится на горожанке, у которой понимание семейной жизни совсем иное. «Переломить» такую жену с новыми, современными взглядами едва ли удастся. Остается два выхода: или «перековаться» самому, или развестись. Можно еще, конечно, провести всю супружескую жизнь в постоянной семейной войне. Такое тоже бывает. В подобных случаях нескладную семейную жизнь объясняют обычно заботой о детях.

Прежнее безграничное главенство в семье мужчина безвозвратно потерял, произошел – во всяком случае, в молодых городских семьях – переход от патриархата к «биархату» (от мужского главенства к равенству мужа и жены), но переход этот происходил и происходит в «войне полов». А на войне как на войне. Приведу отрывок еще из одного письма в «Смену».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены