Михаил Иванович Калинин

Николай Михайлов| опубликовано в номере №1224, май 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодости свойственны искания, стремление следовать высоким образцам. Одним из таких образцов для сегодняшних юношей и девушек является жизнь и деятельность Михаила Ивановича Калинина. В нем с огромной полнотой воплотились черты подлинного коммуниста: преданность делу трудящихся, беспредельная вера в партию, мужество, стойкость, исключительная любовь к людям труда и ненависть к эксплуататорским классам.

Есть смысл на примере жизни и деятельности одного из прекрасных представителей ленинской гвардии искать ответ на главный вопрос: как, во имя чего жить сегодня?

Второго октября 1940 года отмечалась двадцатая годовщина исторической речи Ленина на III съезде РКСМ. Этому событию посвятил свое выступление М. И. Калинин. Все, о чем говорил он тогда, обогащало ум, возвышало чувства, вызывало неудовлетворенность собой, стремление достичь чего-то более значительного.

Такими всегда были встречи с Калининым. О нем можно сказать, что он на всю жизнь был добровольно партприкрепленным к комсомолу – именно добровольно, в силу понимания революционной роли молодежи, в силу искренней отцовской любви к ней. Так мог любить молодежь только человек, прошедший твердо и мужественно через самые суровые испытания жизни.

Вернемся к собранию в октябре 1940 года. Михаил Иванович напомнил слушателям ленинскую мысль о том, что производительность труда – это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Отношение к труду определяет степень сознательности человека, его активность в построении нового общества. Воспитание в труде есть важнейший элемент коммунистического воспитания.

К проблеме трудового воспитания Калинин возвращался постоянно, освещая ее всесторонне, с различных позиций. Михаил Иванович отечески внушал комсомольцам, молодежи необходимость вырабатывать сознательное социалистическое отношение к труду. Времена изменились. Труд перестал быть тяжелым бременем, как это было в условиях капиталистического общества. Теперь он стал делом чести и славы. Рабочий трудится на свое государство, на себя, поэтому и отношение к труду должно быть иным. Почетен любой, необходимый для Родины труд. Надо ценить и уважать труд рабочего и земледельца. Стране нужны специалисты с высшим образованием. Ей нужны и квалифицированные, знающие свое дело работники промышленности, транспорта, сельского хозяйства.

Тема эта не изжила себя и сегодня. Однажды «Комсомольская правда» обратилась к читателям с просьбой ответить на вопрос «Кем быть?». В редакцию пришли 204 ответа, которые определенно дают повод для размышлений. Письма свидетельствуют, что многие читатели хотят получить такие важные профессии, как учитель, врач, юрист, журналист, артист (наибольшее число ответов). Среди других специальностей популярны такие, как переводчик, архитектор, океанолог, дипломат и т. д. И в сравнительно обширной почте немного писем, в которых авторы изъявляют желание стать рабочими.

Очевидно, в ответах юношей и девушек сказалось влияние романтики. Но при чтении писем возникают и такие вопросы: если все захотят быть работниками умственного труда, кто же будет плавить и прокатывать металл, выпускать автомобили, строить дома, выращивать зерно и овощи, шить обувь и одежду, приготавливать еду? Вообразим себе остров, заселенный людьми, подготовка которых соответствует содержанию анкет-опросов. Как бы сложилась жизнь этих индивидуумов без работников тех профессий, о которых нет ни слова в анкетах?

Рассматривая явления действительности в их взаимосвязи, взаимодействии, Калинин связывал трудовое воспитание с общенародными задачами. В этом плане характерны и его выступления в комсомольских аудиториях в годы войны.

Весна 1942 года в Московской области ожидалась трудная. Надо было восстанавливать хозяйство, разрушенное гитлеровскими захватчиками. ЦК ВЛКСМ созвал совещание секретарей сельских комсомольских организаций. По нашей просьбе на заключительное заседание приехал Михаил Иванович. Вот как связывал он на том совещании задачу участия в разгроме врага с трудом молодежи:

– Просто хотеть – мало, это равноценно тому, что ничего не делать. Хочешь бить фашистов – бей их не словами, а делом. Если говорить о Московской области, то нужно прямо сказать: если хочешь участвовать в победе над немецко-фашистскими захватчиками, посади больше картофеля.

Работа на картофельной грядке – это не участие в бою на передовой. Но в том-то и сила Калинина-пропагандиста, что он сумел будничную работу показать как труд, без которого победа невозможна. Так пахарь встал рядом с воином.

Воздавая должное трудовому героизму и молодежи, Михаил Иванович предостерегал в то же время от бахвальства, зазнайства.

...Шло совещание секретарей райкомов и обкомов комсомола. Выступающие рассказывали о том, как сельская молодежь помогает фронту. Один из ораторов подчеркнул при этом, что во многих колхозах молодежь работает лучше, чем взрослые.

– Так и должно быть, – заметил Калинин. – Ведь у молодежи больше сил, энергии. Почему же она должна работать хуже взрослых?

На питерских предприятиях «Старый арсенал», знаменитом Путиловском, Трубочном М. И. Калинин прошел школу мастерства, стал первоклассным токарем-лекальщиком. В нем жила и прекрасно выражала себя гордость рабочего человека. Он терпеть не мог недобросовестности, небрежности, разгильдяйства. Рассказывая мне о дореволюционном Петрограде, он выделял у рабочих такую черту, как добросовестное отношение к делу.

– В борьбе с капиталистами, в классовых боях рабочие шли на острые акции, вплоть до вооруженных восстаний. Но халтурить на работе не было принято. Уважающий себя рабочий дорожил своей честью, не мог работать спустя рукава.

Припоминаю такую историю.

Весной 1941 года в приемную Михаила Ивановича доставили посылку из Донбасса, из города Горловки. В ней оказался набор слесарных инструментов, изготовленных учащимися школы ФЗО.

– Конечно, за подарок надо сказать спасибо, – рассуждал он, показывая мне инструмент. – Но вот мастерства пока не хватает – и обижать молодежь не хочется и либеральничать не стоит. Попробую все-такие им написать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены