Сменщицы

М Красноставский| опубликовано в номере №275, ноябрь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сначала сменщица - Мария или Дуся - идет «по навоям». Когда все основы просмотрены, на обратном пути ткачиха идет «по полотнам».

Иногда западает нитка от плохих ремиз, или неправильно работает каретка, или выпадает клинок. Все эти неполадки рождают брак. Надо быть зорким, настороженным, спокойным и - главное - не надо суетиться.

Больше всего сменщица обращает внимание на ламельный аппарат, на основу. Иногда не работает самоостанов. Оборвана нитка, а нор-троп продолжает ткать брак.

Сменщица готова тут же устранить неполадку, но, вспомнив о твердом маршруте, идет дальше. Она не возвращается назад к станку. Ткачиха подавляет в себе возникающее в ней чувство суеты. Она идет до конца маршрута и только на обратном пути, соблюдая строгую очередность, подходит к тому станку, который неожиданно «закапризничал» или замолк.

Неполадки сменщица старается устранить сама. Пока придет помощник мастера, станок простоит 30-40 минут, а подвязать ремень, подчистить шпарутки можно самой ткачихе. Это отнимает всего пять-десять минут.

Так воспитывают в себе Виноградовы привычку к точности, учатся уважать минуты и секунды.

Что толкнуло двух девушек добиваться рекорда? Из газет они узнали о примере донецкого забойщика шахты «Центральная - Ирмино» Алексея Стаханова. Пример этот смутил и взволновал подруг.

Сначала пришла догадка, что и здесь, на фабрике, можно сделать что-то похожее. Можно превысить в полтора, два, пять раз число станков, обслуживаемых человеком, но только все надо заранее обдумать и взвесить. Но когда девушки стали работать по твердому маршруту, пришла и уверенность. Рабочий день стал собранней.

Девушки с высокой трибуны в Кремле самой видной и самой слышной - рассказывали, что когда они решили перейти на сто станков, то заведующий хотел им дать сначала девяносто четыре станка. «Мы с Дусей расстроились», - сказала Мария.

Может быть, сердце заведующего смутила заблестевшая слезинка, может быть, его удивила настойчивость девушек... Он дал свое согласие.

Девушки перешагнули и эту норму.

Тогда пришла слава. О подругах из Вичуги стали говорить в газетах, журналах, на собраниях. Когда увидели застенчивую в своей сосредоточенности, смуглую Марию и светлую подвижную Евдокию - славных дочерей нашей родины, которых председатель Совета народных комиссаров СССР товарищ Молотов сердечно назвал Дусей и Марусей, - все поняли, как богата, как талантлива наша страна.

Когда Виноградовы подготовили свой переход на 144 станка, они не о славе думали, а о работе. Они не предполагали, что их рекорд так прогремит по стране, что так будет возвеличен их труд, что пошлют их смотреть Москву, слушать великого Сталина.

Дуся докладывала на всесоюзном совещании стахановцев, что если раньше она зарабатывала 180-200-270 рублей, то сейчас, на 144 станках, она зарабатывает шестьсот рублей.

- Смотрите, как я повысила свою заработную плату! - воскликнула Дуся Виноградова.

Сталин подбодрил ее словами «Очень хорошо» - словами, которые врезались в память на всю жизнь.

Когда девушки заявили Сталину, что перейдут работать на 208 станков, вождь народов, и президиум, и весь зал долго аплодировали двум смущенным, самым счастливым в мире сменщицам.

- Но самое высокое напряжение овладело мной, - говорит Дуся, - когда стал держать речь товарищ Сталин, потому что никто из нас не хотел потерять хоть одно слово, хоть один жест товарища Сталина. Речь напечатана, но для меня каждое слово из речи будет подтверждаться воспоминаниями, о которых сейчас трудно говорить.

Когда Мария Виноградова сказала на совещании: «Мы благодарим вас, товарищ Сталин и советскую власть за хорошее воспитание», - то слова эти шли ют самого сердца девушки, которой революция, партия помогли стать человеком, дали направление в жизни.

Мария мечтает о текстильном институте. Она хочет стать инженером, а пока со своей подругой обдумывает переход на 208 станков.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Как я стал стахановцем

Рассказ станочника автозавода им. Сталина И. Сидорова