Сергей Образцов рассказывает о своей оаботе

опубликовано в номере №404, март 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Над ширмой появляется мастерски сделанная кукла. Она поёт, жестикулирует, смеётся, сердится, плачет, приказывает, выполняя волю незримого для публики певца.

Создателем оригинального эстрадного жанра «Романсы с куклой» является заслуженный артист республики Сергей Владимирович Образцов. Талантливый режиссёр и актёр, он отдал работе с куклами много времени и творческой фантазии.

С. В. Образцов - организатор Центрального театра кукол и его бессменный руководитель. Дети и взрослые с равным интересом посещают постановки этого театра, который недавно вновь открыл сезон в своём помещении - в Москве, на площади Маяковского.

Вот что рассказывает о своей работе Сергей Образцов:

- Ради кукол я бросил и профессию художника, о которой мечтал с раннего детства и потом долго учился живописи и графике в Вхутемасе, и профессию актёра обыкновенного театра, хотя играл в московских театрах крупные роли.

Началось моё увлечение с простого дурачества. Куклы сперва развлекали только меня самого да моих домашних и товарищей по университету и Вхутемасу. Но однажды кто - то предложил мне выступить в концерте. И вот совершенно неожиданно зрители проводили кукол весёлыми дружными аплодисментами. С этого началось. Куклы обманули меня: из случайных спутников моей жизни они стали её хозяевами... С тех пор прошло больше двадцати лет. Я много и часто выступаю в концертах. Мои куклы смеются над сантиментальностю цыганских романсов, над манерой исполнения классических арий, над плохими, штампованными ораторами. Две собаки поют: «Мы только знакомы»; две кошки - «С тобою мне побыть хотелось»; огромный белый медведь поёт шуточный романс о Папанине; пьяница исполняет романс «Налей бокал, в нём нет вина», а Муссолини - арию «Смейся, паяц!», и из его глаз брызжут слёзы. В моём репертуаре есть Бизе и Чайковский, Мусоргский и Даргомыжский, Ильф и Петров и Маяковский.

Помимо концертных выступлений уже больше десяти лет я веду другую работу: руковожу Государственным центральным театром кукол. Началось это дело тоже с маленького. Собралось шесть актёров, и для работы нам дали маленькую комнату. Сейчас это большой театр, насчитывающий около двухсот работников, с бюджетом в два миллиона рублей. Театр играет и для детей и для взрослых. Мы поставили «Каштанку» Чехова, сказки «По щучьему веленью» и «Кот в сапогах», «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Лампу Алладина» (из «1001 ночи»), «Король - олень» Гоцци. У меня появились друзья и соратники: актёр и драматург Е. Сперанский, режиссёр В. Громов, художники Б. Тузлуков и В. Терехова. Все они так же, как и я, целиком захвачены Театром кукол.

Что же нас увлекает? Постараюсь объяснить. В каждом виде искусства: в литературе, живописи, скульптуре - во все времена были художники, создававшие произведения фантастические, в которых было много острой, бичующей сатиры. Вспомните Гоголя, Свифта, Крылова, вспомните народные сказки. Фантастика помогает увидеть жизнь острее, обобщеннее, выпуклее. Вот этой огромной силой фантастики обладают и куклы. Они могут зло издеваться над недостатками человека, и они же могут показывать героическое и романтическое.

Увлекает нас и то, что куклы могут играть сюжеты, постановку которых невозможно осуществить ни в каком другом театре.

В спектакле «Кот в сапогах», например, есть великан - людоед. Он в десять раз больше, чем его пленники. Этого нельзя сделать в обыкновенном театре. В «Ночи перед Рождеством» Вакула летит верхом на черте. В спектакле «Лампа Алладина» из волшебной лампы вырастает чудовище - джин. В сказке Гоцци «Король - олень» король превращается в оленя, а Бригелла - в попугая. В этих постановках много фантастического и смешного, но много и романтического, героического, лирического.

В этом году мы хотим показать новые постановки: «Маугли» (инсценировку по Киплингу), весёлый спектакль - концерт «Мюзик - холл» и современную комедию, над которой работает актёр и драматург Евгений Сперанский. В этом спектакле будут действовать и куклы и живые люди.

За время войны наш театр объехал десятки городов Советского Союза, много играл на фронтах. Кроме того, мы создали шестнадцать красноармейских фронтовых кукольных театров, поставив им специальную антифашистскую программу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены