Семь вопросов Гамлету 1964 года

опубликовано в номере №894, август 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот мои ступеньки к шекспировскому человеку. Только нельзя понимать это прямолинейно, что вот-де черточку отсюда, черточку оттуда сложишь, и получается Гамлет. Здесь диалектика, сложное соединение. Важен метод отношения к человеку, к образу. Ведь можно, наверно, по-другому сыграть роли, которые я перечислил. Другой актер видел бы в них иное... И всякую роль начинаешь с чистого листа!

4. В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ СОВРЕМЕННОСТЬ ГАМЛЕТА?

– Наверно, Гамлет всегда современен, потому что всякий человек во все времена проходит в своей жизни в том или ином масштабе теми же путями, что и Гамлет. Но артист, взявшийся за Гамлета, вкладывает в него свою личность, а личность его сформирована временем.

Трудно отвечать на этот вопрос, но скажу, что для меня шекспирова трагедия не выглядела классикой. У меня не было никакого пиэтета перед ней, знаете, этакого священного трепета. заставляющего произносить чуть ли не возвышенным шепотом: классика! Я никак не чувствовал неприкосновенности, святости пьедестала. Я не мог себе представить, что в таком близком и ясном человеке, как Гамлет, с его возвышенным характером и светлым умом, с его демократизмом может быть что-то такое таинственно-глубокое, что-то такое шаманское, чего нельзя никак объяснить и куда никак нельзя проникнуть.

Гамлет – философ. Но перед словом «философия» у меня не возникало никакого почтения. Философия – это мысли о жизни, а жизнь вокруг, в вас, во мне...

5. НАДО ЛИ ЧИТАТЬ ТРАГЕДИЮ ШЕКСПИРА ПЕРЕД ПРОСМОТРОМ ФИЛЬМА, ИЛИ ЛУЧШЕ НЕ ЧИТАТЬ?

– Конечно, надо читать! Вообще. из Шекспира каждый берет столько, сколько может, а может столько, сколько позволяет ему его развитость, его умение мыслить и чувствовать, его гражданственность. «Гамлет» – фильм не для того, чтобы убить время, и даже не для того, чтобы развлечься. Вот мой маленький сын Фи липп не пошел смотреть «Гамлета», заявив, что, если б его папа сыграл Гулливера, тогда было бы другое дело. Он еще не подозревает, что когда он вырастет, то герой бессмертного творения Свифта окажется далеко не таким простым и предстанет перед ним не отважным и бравым путешественником из детской книжки, а героем язвительнейшей сатиры. Так и Гамлет. Он преображается по мере того, как преображается его зритель. Впрочем, это не исключает и того, что фильм может не понравиться кому-то. Ведь это – искусство. Оно не может одинаково восприниматься всеми.

6. ЧЕМ БЫЛА ДЛЯ ВАШЕГО ГАМЛЕТА ЛЮБОВЬ К ОФЕЛИИ?

– Я уж чувствую, что автору этой записки хочется спросить: включала ли его любовь дружбу, товарищество – одним словом, такое, что обычно пишется в повестке диспутов «О любви и дружбе».

Любовь моего Гамлета к Офелии была любовью такой, какой и сорок тысяч братьев любить не могут1

Между прочим, некоторые зрители в этой шекспировской паре хотят видеть то же, что и в Ромео и Джульетте. Это неверно. Здесь другое. Гамлету тридцать лет, он зрелый человек, в расцвете творческих сил. Его любовь – последняя любовь зрелого человека. Она, может быть, менее пылка, но не менее грандиозна. Ромео занят Джульеттой. Гамлет – всем миром...

7. ЧИТАЛИ ЛИ ВЫ КРИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ТРАГЕДИИ ПЕРЕД СЪЕМКОЙ?

– Нет. Я читал Шекспира. Я родился в 1925 году, а в 43-м, восемнадцати лет, ушел на фронт. Думаю, эти даты существенны для моего Гамлета.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены