Счастливая подкова

Елена Микулина| опубликовано в номере №1333, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

На сердце было до того радостно, что хоть сейчас бы обратно в Плес и вместо бани и чистой кровати в общежитии опять за тачку – и по сходням...

Сашка продолжал работать в плотницкой бригаде.

За минувший год он окончил курсы по ликвидации неграмотности и теперь писал своей Насте письма сам. Но письма были короткие и какие-то туманные. На вопросы Насти: «Когда ждать домой?» – ответа не давал.

Никому не рассказывал Сашка о своих сомнениях, не делился мыслями. Как жизнь свою строить дальше, не знал. Опять в деревню? Или вместе со стариком Родионовым, когда закончатся плотницкие работы на стройке, податься на новую стройку? Так с сумой за плечами, с инструментом и кочевать по стране?

Невеселые мысли. Томили они Сашку, а делиться ими не хотел. Кому интересно, думал он, самому надо разобраться. Но однажды в выходной день на берегу Оки Родионов спросил:

– Так что же ты надумал, парень?

– А что?

– Дурачком не прикидывайся. Вижу, как маешься, вокруг машин в новом цеху ходишь, словно кот возле кринки с молоком. Мой совет тебе – к заводу прибивайся. Как я понимаю, будет из тебя заводской рабочий.

Сашка смущенно пересыпал из ладони в ладонь песок. На Родионова не смотрел.

Тонко и пронзительно разрезал тишину гудок буксира. И старик и молодой поглядели на реку. Медленно проплывал мимо них длинный караван груженых барж, маленький буксир, напрягаясь, бодро тащил их против течения.

– Вот гляди, Сашка, – указал пальцем Родионов на реку. – Тебе надо найти буксир, чтобы выйти на правильную дорогу. Понял, браток? Может, потом и сам буксиром станешь.

Разговор не выходил из головы Сашки. Решил он проситься на работу в кузницу. Думал: «Хоть и смеется Родионов, а в деревенской кузне я все-таки работал. Дело знакомое. Пусть там горн поменьше, но все равно – горн. Скорее выучусь».

Однако, когда первый раз зашел в кузнечный цех автозавода и вместо обычного горна, мехов – чтобы огонь раздувать – :и кувалды, которой в деревне кузнец работал, увидел огромные молоты и нагревательные печи, понял: все нужно начинать сначала.

Поставили его в кузне смазчиком. Дали в руки масленку. Ходи и смазывай машины. Нехитрое дело, его и ребенок выполнит.

День ходил Сашка с масленкой, неделю, и... заскучал. Тянет его к молоту, и все. Как только свободная минутка выдастся, станет возле молота и смотрит-любуется, как тот работает. Так и застынет, пока мастер закричит на весь цех:

– Сашка, Бусыгин! Где ты пропадаешь?!

В это время в кузнечном цехе, как и в других, начали создаваться кружки технических знаний. Сашка тоже записался. Стал понемногу разбираться что к чему и один раз так осмелел, что попросил у кузнеца: «Дай немного поработать!» Сначала ему отказывали, потом привыкли и стали пускать на свое рабочее место минут на пять – десять. Да еще скажут одобрительно: «Учись, парень, если желание есть». Поправят: «Не так схватил поковку, выше, выше держи! Не на базаре курицу продаешь! Быстрее переворачивай! Огонь чувствуй!»

Счастливый случай

Никому не рассказывал Сашка о своих записках и никому не показывал заветную тетрадку, в которую корявым почерком заносил наблюдения за работой кузнецов. Зачем он вел эти записи, они сам не знал. Ему и в голову не приходило, что когда-нибудь он сможет применить их в деле. Но так уж получалось. Сам-то он за молот становился по-прежнему урывками, когда пустят на несколько минут, но разбираться в том, кто и как из кузнецов работает, научился. Видел, один кузнец робеет перед огнем, другой делает лишние движения и теряет на этом время и силы, а некоторые словно бы командуют и огнем и машиной. И легкость у них в движениях необыкновенная, и работают они словно бы играючи. И так интересно показалось это Сашке, что начал он наблюдения свои записывать. На клочках отдельных не хотелось писать. Так появилась заветная школьная в клеточку тетрадка, где на последней странице он вывел свое заключение: «Одна сила кузнецу не помога. Должен кузнец три момента учитывать: первый – огня не бояться, второй – экономно расходовать свои силы, третий – чувствовать работу всей бригады».

Но все это было пока для него без пользы. На работе Сашка по-прежнему оставался смазчиком и, как дальше сложится его дальнейшая судьба, не знал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены