Разговор о любви

Л Лан| опубликовано в номере №736, январь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

И он ушел. Эгоист, привыкший только брать от других, ничего не давая взамен, он и в любви видел лишь свои удовольствия.

Говорят, что чувство неповторимо, что каждый любит по - своему. Это бесспорно. Но есть в любви то, от чего зависит глубина и прочность чувств, - это общность интересов.

На одном из ленинградских заводов работает техником Игорь Смирнов. Года два назад он познакомился с чертежницей проектного института Таней. Молодые люди стали часто встречаться, Игорь полюбил девушку. Ему нравилось, когда на улице мужчины оборачивались им вслед или кто - нибудь из знакомых говорил: «Хорошая девушка!» Вскоре они поженились. Игорь души не чаял в жене, очень скучал, когда она задерживалась на работе, и всем казалось, что они замечательная пара.

Но вот прошло полтора года. Молодые люди по - прежнему живут вместе. Однако Игорь уже не спешит после работы домой, он даже рад, когда какое - нибудь дело задерживает его на заводе. И многим непонятно: что же случилось с парнем, почему он так охладел к Тане?

А дело обстоит очень просто: Игорь ценит хорошую книгу, интересуется музыкой, его волнуют вопросы международной жизни, он любит компанию не только веселую, но и серьезную. А Таня? Главное для нее - провести легко и весело время. Она считает, что для женщины вполне достаточно иметь хорошую внешность, и ничем серьезным не интересуется. А когда у людей нет тесной духовной связи, им становится скучно, они постепенно надоедают друг другу. Вот здесь - то и начинает незаметно рушиться любовь.

В одном общежитии как - то зашел разговор о том, почему еще имеют место случаи измен, супружеской неверности, почему нередки разводы. Одна женщина сказала, что мужей, виновных в неверности, следовало бы ставить к позорному столбу, другие говорили, что не мешало бы издать закон и за измену судить.

Конечно, эти меры нельзя принимать всерьез, потому что силой не заставишь человека любить. Однако вопрос о том, как сохранить любовь и чистоту отношений, действительно очень важный. Ведь измены и разводы - это во многих случаях результат разрушившейся любви. И выходит, что главное заключается не в том, какими мерами заставить человека быть верным, а как сделать, чтобы он по-настоящему и до конца жизни любил другого, как удержать и сохранить чувство. Было бы смешно пытаться давать по этому поводу какие - то рецепты, но об одном можно сказать с уверенностью: для сохранения чувства важно, чтобы люди не останавливались в своем культурном развитии, чтобы их духовные интересы с годами не притуплялись, чтобы они во всем поддерживали друг друга. Чтобы не разрушиться, любовь должна развиваться.

На одном из диспутов возник спор: влияет ли быт на любовь. Молодая девушка горячо заявила, что с милым и в шалаше рай. Из угла раздался иронический голос: «А ты в шалаше - то жила? Вот поживи, тогда будешь говорить». Взрыв смеха заглушил последние слова, а затем разгорелся спор. Много было высказано разных точек зрения, много приведено примеров. Но большинство все-таки пришло к выводу: быт, конечно, влияет на любовь, но все же не это главное. Характеры любящих, их отношение друг к другу - вот главное...

В самом деле, есть много случаев, когда люди имеют отдельную квартиру и хорошо обеспечены, а живут плохо, недружно; и вместе с тем нередко можно видеть семьи, в которых материальная сторона оставляет желать много лучшего, но муж и жена живут согласно, взаимная любовь помогает преодолевать трудности.

Быт - это не только метраж комнаты или величина семейного бюджета (хотя это очень важно), быт - это и всевозможные хозяйственные мелочи и распределение обязанностей в семье.

У нас женщина имеет равные права с мужчиной. Равные права, но не всегда равные обязанности.

... Приходят муж и жена с работы. Оба отработали по восемь часов, оба устали. И вот муж ложится на диван и берет газету, а жена? У нее столько дел! Нужно убрать комнату, сварить обед, сбегать в магазин, постирать белье, помыть полы... Во многих семьях жены просто превратились в домработниц.

Надо сказать, что в таком положении виноваты не только мужчины, но часто и сами женщины. Мне не раз приходилось слышать, как молодые девушки, недавно вышедшие замуж, говорили: «Как это я допущу, чтобы муж мыл посуду или подметал комнату! Да я со стыда сгорю. Терпеть не могу, когда мужчина бабьими делами занимается».

Но известны и другие случаи. Один мой знакомый не только выполняет часть домашней работы, но иногда даже сам штопает носки. Однажды мы разговорились об этом, и он сказал:

- Конечно, приятней жить на готовом и не иметь никаких забот. Но я думаю, что если жена в освободившееся время почитает книжку, то, ей - богу, это будет полезнее для нашей любви. В жизни еще нередко приходится встречаться с людьми, которые считают, что, выйдя замуж, женщина не должна работать, что удел ее - семья и хозяйство. К каким печальным результатам это приводит, известно каждому. Женщина, для которой главным в жизни становится кухня, уют, вольно или невольно отстает в своем развитии. Суживается ее кругозор, обедняются интересы, исчезает то важнейшее для человека ощущение самостоятельности и собственного достоинства, которое создает только работа в коллективе, активное участие в общественной жизни.

Хочется сказать еще об одном.

Ира, ученица 10-го класса, однажды пришла из школы в слезах: подруги обозвали ее кокеткой. «Ничего я не кокетка, они просто не понимают, что это такое! - сказала девочка. - Не понимают, а говорят!» Я хорошо знал Иру, и мне казалось, что она действительно не кокетка. Возможно, ей, как и другим, хочется быть интересной, хочется нравиться. Но разве желание нравиться есть кокетство?

Иногда кокеткой называют девушку или женщину, которая умеет выразительно посмотреть, лукаво улыбнуться, задорно что-то сказать. Думается, однако, что это неверно. Ничего плохого нет в том, если человек стремится быть в обществе привлекательным и ведет себя так, чтобы доставлять людям радость. Жизнерадостный, бодрый, обаятельный человек всегда пользуется вниманием, с ним всегда интересно.

Однако умение держать себя в обществе во многом зависит от культуры человека, его знаний, ума, воспитанности. Это умение надо отличать от кокетства - расчетливого стремления понравиться. За обиженным взглядом у кокетки нет никакой обиды, за глубокомысленным выражением липа - никакой мысли, за решительной позой - никакой решительности. Кокетка изображает чувства, не переживая их, рисует напоказ достоинства, не имея их. Кокетство - это способ казаться интересным, не будучи интересным, способ привлечь, не будучи привлекательным. Кокетку мало беспокоит, что она представляет собой на самом деле; главное для нее - произвести впечатление, и для этого она прибегает к всевозможным приемам: рисуется, ломается, жеманничает.

В жизни следует отличать действительные чувства от чувств наигранных, настоящую красоту от красоты деланной.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены