Рассказ о севере

Д Романенко| опубликовано в номере №602, июнь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно в Якутске вышла в свет книга рассказов Юрия Шамшурина «Свет над ярангами». Рассказы посвящены отважным людям советского Заполярья, их мужественной борьбе за преобразование Крайнего Севера.

Герои рассказов сборника «Свет над ярангами» - это смелые и решительные. стойкие и упорные покорители сурового края, несущие в своём сердце любовь к социалистической Отчизне, любовь. помогающую им преодолевать трудности на пути. Это простые советские люди, которым чужды стремление к личной славе, эгоизм и корыстолюбие.

Пережидая пургу в тесной землянке, производитель работ Дмитрий Иванович Стрешнев («Плотницкое ремесло») говорит молодёжи: «... Вот мы посёлок в тундре строим. Стоять ему на этом месте тысячу лет, если не больше. А кто начало ему положил? Мы - люди советские. Наших имён, может. знать никто не будет, да и не обязательно, чтобы их знали. Важно. что жизнь новую мы сюда принесли. Построим электростанцию, на всю тундру засветят огни».

Шамшурин сумел отразить в своих небольших по объёму рассказах лучшие черты советского человека н его новое отношение к труду. Он показал, как русские люди помогают малым народностям Севера перестраивать жизнь по-новому.

Рассказы «Плотницкое ремесло» и «Аниська-тракторист» - о людях тундры, освоивших новую технику. - лучшие в сборнике.

Рассказ «Первая подпись», открывающий сборник, повествует о жизни одного из северных колхозов Якутии. Здесь, на Крайнем Севере, дружной и братской семьёй живут чукчи, эвенки, одулы. Под руководством партии, с помощью великого русского народа в жизни народов Севера произошли коренные изменения. В тундре вырос благоустроенный посёлок, в нём есть школа, больница, в каждом доме - радио. Самолёты служат надёжным средством сообщения и связи с культурными центрами. Люди Севера живут интересами всей страны. Всё это они получили благодаря советской власти. Не стало в тундре перекупщиков-купцов. Впервые в истории труд охотника и оленевода стал источником радости. Изменяя свою жизнь, люди изменяют вместе с тем и свою психологию, свой моральный облик. Это хорошо показано в рассказе «Первая подпись» - в задушевном разговоре секретаря колхозной партийной организации Кымиургина со старым охотником Экулем.

« - Ты помнишь, раньше каждый охотник старался скрыть от другого, какими ловушками он добывает зверя, какую приманку и где разбрасывает?» - говорит Кымиургин.

«-Да, когда-то было так! - кивнул головой старик. - Чему мужчина научился за жизнь, он старался рассказать только сыну!

- Почему так было, ты не скажешь мне. Экуль?

- Тогда не было колхозов, каждый житель тундры заботился только о себе.

- Если бы тебя попросили молодые охотники, ты рассказал бы им, как надо добывать песцов?

- Ты думаешь, что я стал бы молчать? Ведь мы все живём в колхозе. Если я один буду добывать много пушнины, а другие охотники мало, то плохо будет нам всем. Вот как я считаю. Кымиургин».

На собрании в день открытия электростанции в посёлке колхозники-охотники решили послать товарищу Сталину письмо, под которым первым поставит свою подпись лучший охотник, тот, кто больше сдаст пушнины государству. Победителем в социалистическом соревновании выходит юноша Кемлиль. Но молодой охотник считает, что своим успехом он обязан старому Жулю, который передал ему свой опыт. Он просит, чтобы Экуль первым поставил свою подпись под письмом любимому вождю народов, «человеку, который принёс в тундру счастье». Нет зависти в сердце юноши, он охотно уступает своё право на первую подпись.

«Свет над ярангами» - первая книга Юрия Шамшурина. Она говорит о том. что у молодого писателя незаурядные творческие возможности. Знание Севера, проникновенное изображение в целом ряде рассказов психологии советских людей, скупой, но выразительный язык - вот лучшие черты его дарования.

Но Ю. Шамшурину необходимо строже, требовательнее относиться к себе, настойчиво совершенствовать своё мастерство. В сборнике, к сожалению, есть несколько рассказов с надуманными, примитивными сюжетами, с искусственными образами и сравнениями. Даже в удачных рассказах встречаются неправдоподобные положения. Например, трудно поверить. чтобы девушка, вооружённая одной дубиной, могла обратить в бегство стаю волков (рассказ «Огонь в яранге»).

Не всегда Шамшурин рисует своих героев во всей сложности жизненных взаимоотношений.

Только в рассказах «Огонь в яранге», «Дочь Ньюгнюра» и «Акимов внук» говорится о семье и быте, тогда как герои других рассказов показаны только в труде.

Автору следует отказаться от неточных, неэкономных и цветистых сравнений, таких, например, как «мысли бродили в голове, как заплутавшиеся в тундре оленчики». «кривые ноги плохо держали высохшее, словно лежалая юкола, тело».

Но, несмотря на отмеченные недостатки. в целом книга «Свет над ярангами» правдиво отражает самоотверженную работу и духовную красоту советских людей - тружеников Крайнего Севера.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены