Радищевка

Н Калым| опубликовано в номере №137, ноябрь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

В большинстве своем - это дети рабочих ближних фабрик, военнослужащих и научных работников. Почему - то каждый, пришедший в школу, задает стереотипный вопрос: «Как ведут себя в этой обстановке дети интеллигентных родителей?»

В ответ - усмешка:

- У нас нет отдельных детей, есть коллектив. Пролетаризация школы осуществлена на 100 процентов только в младших группах, в старших же около половины учащихся не пролетарского происхождения. Однако, в старшей группе из 33 учащихся - 22 комсомольца, а остальные - ярые общественники. Таковы результаты «радищевского» воспитания.

- В последнем году обучения мы имеем кадры крепких, хорошо подготовленных активистов, подлинных строителей социализма, - говорят в школе.

И это отнюдь не громкие фразы.

Я познакомилась с одним из «выкормышей» школы - Гришей Гольдбергом. Широкоскулый, черномазый юноша этот (кстати сказать, беспартийный) весь горел, рассказывая о внутренних распорядках и об основной целеустремленности школы. Гриша пишет к исполняющемуся через месяц 10 - летию школы книгу о Радищевке, он - патриот, хранитель всех школьных традиций, словом, «странствующий энтузиаст», как шутя назвал его один из педагогов.

- Вы поймите только, у нас нет учебного дня без общественной работы, у нас - от малышей - первоступенцев до педагогов - все ведут общественную работу, - говорит, вонзив в меня острые черные глаза Гриша. Малыши делают под руководством инструкторов игрушки для ребят соседней фабрики, старшие ведут ликбезную работу в районе, руководят пионерами, педагоги консультируют на фабриках, проводят всю культработу на производстве.

Он идет со мной в рабочую комнату младшей группы. Там, среди несложных машин стайка малышей рисует, клеит картонажи, переплетает свои рабочие книжки. Стоит веселый разноголосый шум.

- Разрежь нам картон, - теребят малыши инструктора, - да не так, неровно у тебя выходит, - и ворча, как старые, многоопытные рабочие, сами берутся за картонорезку.

Мы бегло осматриваем музей школы, где выставлены работы всех групп. Перед глазами мелькают куклы, домики, театральные маски, спортмешки, белье, платья, металлические инструменты, - все то, чему практически научились радищевцы.

В каждой советской школе существует борьба между влиянием школы и влиянием семьи. Радищевка также не избегла этой участи, хотя в ней существует так называемое удлиненное педагогическое воздействие, которое сводит к минимуму вредное домашнее влияние на детей. Кроме обычных учебных часов, в Радищевке с четырех часов начинается внешкольная работа, которой заняты все учащиеся. Открывается детская техническая станция, работают все кружки, идут занятия школы ликбеза и т. д. Таким образом, учащийся проводит дома очень мало времени. К тому же при школе существует интернат, рассчитанный на сто человек, откуда школа черпает свои лучшие силы.

Однако, и немногих часов, проведенных в несознательной темной среде, иногда бывает достаточно, чтобы засорить мысли школьника. С 1 октября школа перешла на непрерывную пятидневную неделю. В средних группах сообщение о переходе на непрерывку было встречено свистом и криками: «Не придем в воскресенье в школу!», «Долой!», «Не желаем!».

Очевидно, в вопросе о непрерывке родители оказывали на детей более упорное и сознательное давление. Но толковым разъяснением задач непрерывки школа добилась того, что в ближайшее рабочее воскресенье все учащиеся были за своими партами.

В деле воспитания кадров огромную роль играют педагоги. Между тем вопрос о педагогах давно является едва ли не самым больным в советских школах. В школе им. Радищева в среду старых педагогов удалось влить свежую струю, - привлечь несколько молодых партийцев, окончивших педвузы. Любопытно, что бок - о - бок в Радищевке работают два преподавателя - математика: энергичная, боевая комсомолка и старый, насквозь пропитанный формулами, похожий на геометрическую фигуру «человек в футляре». О нем упоминается так подробно потому, что он - единственный из всех, отказался внять голосу живой жизни, признать что - нибудь, кроме своих формул, и принять участие в общественной работе. Остальные преподаватели охотно пошли навстречу задачам школы, отдали свой труд и время общественной работе на фабриках и внутри самой Радищевки.

Радищевцы тесно связаны с расположенной по соседству текстильной фабрикой им. Звонкова.

Вы спросите: «шефство»?

- Нет, какое там шефство, - ответят вам, - шефы приезжают только по большим праздникам, а у нас с фабрикой будничная, постоянная, рабочая связь.

Старшие группы школьников участвуют в производственных совещаниях фабрики, в обследованиях «легкой кавалерии», младшие организуют детские комнаты для детей рабочих, подготовляют их к школе, педагоги ведут пропагандистскую работу, читают лекции в фабричном клубе и т. д. Сообща с фабрикой проводятся все кампании. На антиалкогольной неделе, в день получки двести радищевцев пришли к воротам фабрики с лозунгами и плакатами, и эта демонстрация произвела большое впечатление на пьющих рабочих, так как среди школьников были их собственные дети. Школа называет фабрику им. Звонкова своей производственной базой.

- Мы вливаемся в фабричный двор, рассыпаемся по цехам и знакомимся со всеми процессами производства, - рассказывают радищевцы. - В прошлом году, когда мы закрепляли связь с фабрикой, рабочие относились к нам недоверчиво, а теперь сами настаивают на продолжении нашей совместной работы.

Есть у школы и сельскохозяйственная база - школа крестьянской молодежи, в 80 километрах от Москвы, в той местности, где каждое лето стоит лагерь радищевцев. С крестьянской молодежью существует также непрерывная связь и обмен опытом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены