Рабочее дело: мечта и реальность

  • В закладки
  • Вставить в блог

Пройдет много лет работы, много будет вывезено «черного золота», но никогда не забудется мгновение, когда я впервые взялся за ручку контроллера на своей первой шахте.

Александр Панфилов, СГПТУ-2, Елизовский район, Камчатская область

Гуси в вышине

Я сын пастуха-оленевода, родился и жил в Майском, в маленьком поселке на Камчатке. Здесь моя родина, дом-чум, отсюда я поехал учиться на тракториста в СГПТУ-2, сюда, в мою колыбель, я и вернусь работать.

Весна!

«Небо лазурное над головой, гуси летят в голубой вышине, крики ликующих слышатся мне», – поет моя бабушка Мария Евграфовна, в прошлом знаменитый охотник и оленевод. Это она впервые показала мне, как у оленей оголяются рога и молодые самцы начинают свои смертельные поединки. Сразу тундра наполняется их ревом и торжественными криками победителей. С гордо поднятой головой, украшенной ветвистой короной, вожак возвышается над трехтысячным стадом, устремленным вслед за ним. Их тысячи, умных, спокойных, пугливых, горячих, упрямых, но они теперь, как один, беспрекословно подчиняются каждому приказу победителя.

Мне кажется, что моя бабушка, которая свою долгую жизнь прожила в тайге или в тундре, – тоже вожак большой семьи моего поселка-стойбища. Это и коряки, и чукчи, и этельмены, и русские, и многие другие национальности – все знают бабушку, любят ее слушать. У нее оленеводческому делу учились все и учатся до сих пор. Мне иногда кажется, что бабушка была бы прекрасным учителем: так она всех любит, добра ко всем.

Края у нас суровые. Иной раз пурга завоет, как ведьма злая, и нет ей конца. Не видно ни зги, в трех метрах не заметишь человека, кругом белая пустыня. Олени сгрудятся, дрожат. Малышам легче: они в середине. А те, что по краям, самоотверженно стоят живым заслоном, защищая и обогревая других. Вот в такие дни особенно трудно бывает всем пастухам, не знают они покоя ни днем, ни ночью. Нужно быстро найти укрытие, да такое, чтоб там был и корм, который олени сами добывают из-под снега. Помогают опыт, чутье. Всем хватает работы в стаде зимой: и летчикам, и трактористам, и радистам, и шоферам. Бабушка говорит, что сейчас легче: помощников много. Раньше уставали очень, спали порою прямо на нартах. «А сейчас, – говорит, – жалко даже, что состарилась. Только бы и работать».

Но отступает зима. Тундра превращается в цветущий луг. Вот приветливо подмигивают синеглазые подснежники. На ольхе набухают почки. Прозрачными глазами озер смотрит на меня моя родная земля, моя тундра. А небо!..Оно, как классная доска, исчерчено живыми прямыми углами, треугольниками летящих друзей тундры и весны – птицами. Пробежал заяц, оставляя след из шерсти. Лиса из рыжей красавицы стала безобразной. облезлой. Все вдруг зашевелилось, запело.

Но заботы в стаде не кончились: рождаются маленькие оленята, их сотни! А иногда в это красивое весеннее время морозы случаются. Опасно это: ледяной корочкой земля покрывается. Как спасти маленьких, беспомощных оленей от мороза и голода? Я всегда помогал оленеводам после занятий, а уроки в стойбище делал: потом на попутных машинах в интернат возвращался. И когда бы я ни прибегал к оленям, моя бабушка всегда хлопочет: то она ножку олененку перевязывает, то в чум отогреваться носит, то лед на ягеле долбит, то пойдет искать отбившихся несмышленышей. Я много раз спрашивал: «Ведь тяжело, молодых много. отдохни, разве не устала?» И неизменно ответ был таким: «Для молодых потяжелее, побеспокойнее работа есть, а эту вот мы с тобой делать будем. А работа эта нужная, внучек». Сколько нужно энергии, сил. бессонных ночей, чтобы ни один олененок не погиб!

Это бабушка научила меня любить тундру и дружить с оленями, пасти стада, собирать и разбирать жилище. Она сама умеет это делать не хуже любого мужчины в стойбище.

Поэтому сейчас я учусь в училище, но днем и ночью мечтаю о возвращении домой. Пока я только на I курсе, но время пролетит быстро. Я обязательно стану хорошим трактористом, научусь здесь также ремонтировать и собирать приемники, чтобы в любую минуту быть нужным там, в моей тундре. Я не пропускаю ни одного занятия кружка «Юный радиолюбитель», который ведет учитель физики Евгений Иванович Обликов, ни одного урока. Мне все интересно. Я хочу унести с собой в большую жизнь знания и опыт всех преподавателей – ведь в жизни надо много знать, тогда много сможешь. Я хочу много сделать для своей тундры.

«Небо лазурное над головой, гуси летят в голубой вышине, крики ликующих слышатся мне». С этой песней я засыпаю, чтобы завтра снова отправиться за знаниями, которых ждет от меня моя тундра, моя будущая работа.

Наталья Тихонина, СГПТУ-1, г. Сапожок, Рязанская область

Стыд за «тройку»

Мой отец – потомственный механизатор. Еще когда я была в седьмом классе. он научил меня управлять трактором. позднее – комбайном.

Много было разговоров и споров в семье, с друзьями – о том, куда пойти учиться. Перед окончанием учебного года в школу пришел председатель нашего колхоза. Рассказал о хозяйстве. о людях, о будущем нашего села, а закончил рассказ словами: «Молодежь нам нужна, собенно механизаторы – это сейчас самая важная и почетная на селе профессия». Я и раньше думала о работе на тракторе. Но когда встал вопрос о выборе профессии, то растерялась. Поддержал мой выбор председатель колхоза. Дома за ужином рассказала о своем решении родителям. Мать была недовольна: «Вздумала тоже! Девичье ли дело с машинами возиться? Уж лучше дояркой, что ли». Уладил спор отец: «Правильно, дочка. Землю пахать, хлеб растить – нет ничего важнее».

А вечером к нам пришла «доброжелательная» соседка и заговорила: «Одумайся, Наташка! Ты же отлично училась в школе! И все для чего? Трактор гонять?» Потом был «бой» с подругой: «Послушай, это детство в тебе играет. Лучше уж иди в медицинское училище. на продавщицу выучись, телефонистку или счетовода». Было обидно, что самая близкая подруга не поддержала меня в трудную минуту, но решения я не изменила.

...Учиться у нас интересно. Стыдно получить оценку «три»: ведь объясняют нам и все показывают на настоящих «живых» тракторах. Но если что непонятно, мальчишки (я ведь единственная девочка в группе) всегда придут на помощь. Не секрет, что ребята осваивают технику быстрее, вот и приходится порой обращаться к ним за помощью. А уж по общеобразовательным предметам они идут за помощью ко мне... Все мы делаем вместе: к занятиям готовимся, работаем, отдыхаем.

Часто бываю дома, встречаюсь с бывшими одноклассниками. Некоторые пошли в девятый класс, другие уехали в город. Никак не могу этого понять: хоть кем, но в город! А я люблю свою Смолеевку, буду заниматься здесь любимым делом – растить хлеб. То, что это мое дело, я почувствовала прошлым летом. Дождей долго не было, рожь стояла невысокая. Тощие колоски, мел-

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены