Рабочее дело: мечта и реальность

  • В закладки
  • Вставить в блог

кие зернышки. Высыпал их отец на руку, и таким горем повеяло от этого сильного человека, что сердцем почувствовала я, какое великое богатство – хлеб.

Роман Бекбулатов, СГПТУ-10, Кузнецк, Пензенская область

Пуск

Шумно и торжественно сегодня в зале училища. Все знают: будут награждать создателей действующей модели токарно-винторезного станка I «А» 616. Все знают: сейчас модель находится на ВДНХ, она награждена серебряной медалью.

Вот на сцену поднимается главный конструктор модели Петр Степанович Мишалов. Мне хочется хлопать громче и дольше других. Ведь это человек, который разбудил во мне желание думать, изобретать, часами просиживать над схемой, чтобы потом своими руками сделать то, что так долго владело мыслями.

А вот лучший мастер производственного обучения Геннадий Иванович Люблянин. Выпускник нашего училища, за семнадцать лет работы он выпустил в трудовую жизнь более трехсот учеников. Один из них, Юрий Александрович Ульянин, теперь сам мастер производственного обучения, сейчас поднимается на сцену вслед за своим бывшим мастером. Это он, энергичный, деловой и веселый, руководил группой учащихся, слесарей-ремонтников, которым досталась самая тяжелая и трудная часть работы при создании станка.

Зал аплодирует награжденным, торжественно звучит оркестр. И, конечно, каждого мастера особенно активно приветствует его собственная группа.

Но вот объявляют, что группе учащихся присуждены медали «Юный участник ВДНХ», премия. И я с волнением и гордостью поднимаюсь на сцену и принимаю награду. Почему один? Потому что все остальные ребята уже окончили училище и разъехались в разные стороны: Борис Балакирев служит в армии, Сергей Трощинский учится в индустриально-педагогическом техникуме в Москве, Коля Савостин, окончив училище с отличием, поступил в Пензенский политехнический институт.

После вручения наград я пошел в комнату технического творчества. Несколько месяцев подряд спешили мы сюда почти ежедневно – думать, работать, спорить, радоваться успехам и огорчаться неудачам, которые были тоже нередки. При изготовлении корпусных деталей понадобились модели для отливки. Изготовить их в условиях училища было невозможно. Что же делать? Спорили много. Потом мастер Люблянин предложил изготовлять каждую деталь из цельного куска алюминиевого сплава. Выход был сложный, но интересный. Пришлось делать специальные инструменты.

А как долго мы не могли найти двигатель, соответствующий мощности станка! А когда подобрали, то оказалось, что сделанные мною шестерни не годятся... Пришлось нам с Петром Степановичем садиться за перерасчеты. И уже совсем к концу подходила, казалось, работа, когда обнаружилось, что из-за сложности некоторых деталей коробки подач нужно изменять кинематическую схему. А это опять перерасчеты, по существу, возвращение к самому началу...

Тут нужны были не только умение, но и упорство и терпение. Не только делать модели учил нас Петр Степанович Мишалов, но еще и спокойствию, уверенности, с какими надо идти к поставленной цели. Четыре года назад он ушел на пенсию, но и месяца не смог прожить без любимой работы, которой посвятил тридцать лет жизни, вернулся в училище руководить кружком технического творчества.

И вот он наступил, радостный день, – пуск станка. Сияющими глазами смотрели мы на этот работающий станок, такой маленький, но в который было вложено столько сил, мыслей. И любви. Бережно, из рук в руки передавали друг другу цилиндрический валик – первую деталь, обработанную Петром Степановичем на нашем станке. Как выразить все чувства, которые тогда владели мною!..

И сейчас, уже с другими ребятами, я каждый вечер прихожу в комнату технического творчества, теперь мы работаем над действующими моделями уже двух станков. И что с того, что иногда возвращаешься домой уставшим!

Тамара Яриева, СГПТУ-186, Самарканд

Мастерок в руке

Как-то раз, возвращаясь из музыкальной школы, шла я мимо стройки. Там работала бригада штукатуров. Я остановилась. И засмотрелась на женщин, которые работали очень высоко, но ни капельки не боялись этой высоты. Они все работали очень ловко, но особенно мне нравилось наблюдать за одной из них. За бригадиром. Нравилось потому, что она не только сама работала, но и другим успевала помогать, подбадривала. И еще успевала к советам подруг прислушиваться.

Всего этого, конечно, за один раз не заметишь. Но ведь я ходила мимо стройки каждый день и каждый раз останавливалась. И вот сегодня я вновь засмотрелась на свою любимицу.

Наверное, она почувствовала мой взгляд, потому что повернулась в мою сторону, задорно подмигнула и... нечаянно выронила мастерок. Она посмотрела вниз, а потом вдруг крикнула:

– Подкинь мастерок, девочка, вон он у бочки лежит.

В руках у меня были музыкальная папка, портфель, я не знала, куда их положить, и поэтому несколько помедлила. И тогда услышала другой голос:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены