Поэт и скульптор

Сергей Кошечкин| опубликовано в номере №1279, сентябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

1

Они встретились на старой Бакинской улице в конце сентября 1924 года.

По выщербленной мостовой шел напоминавший горца человек. На худощавом, тронутом загаром лице – глубоко сидящие темные глаза, над ними – того же цвета густые брови. Пышные усы чуть опускались по краям губ и переходили в небольшую острую бородку. Вязаная шапочка на голове, френч с накладными карманами, брюки забранные от колен в шерстяные чулки, ботинки из грубой кожи, дымящаяся трубка во рту – все что делало непохожим на местных жителей.

– Кто это? – тихо спросил Есенин у шагавшего рядом Чагина.

Тот не успел ответить, как странный прохожий поравнялся с ними, вынув изо рта трубку, слегка поклонился Чагигину.

– Здравствуйте, Степан Дмитриевич – как всегда, приветливо ответил Чагин и протянул «горцу» руку. – Познакомьтесь. Это Сергей Есенин, поэт, из Москвы. А это Степан Дмитриевич Нефедов, или Эрьзя. Профессор. Ведет скульптурные классы в наглей художественной школе.

– Весьма рад, – мягко произнес скульптор, вглядываясь в лицо поэта. – Но, кажется, мы знакомы. И познакомились, помнится, году в пятнадцатом или шестнадцатом – война шла... Не ошибаюсь?

– Да-да-да! – раздумчиво протянул Есенин и вдруг хлопнул себя по лбу. – То-то гляжу: знаю я эти глаза и брови. Все вроде незнакомое, а глаза и брови знакомые! Вы ж тогда при каком-то лазарете служили, а мы с Клюевым туда стихи читать приезжали, верно?

– Да, я помогал докторам по челюстным ранениям... Трудное было время... Но ничего, перетерпелось... Вы в Баку впервые?

– Считайте, впервые.

– Город колоритный – и людьми, и бытом, и строениями. Помните землепроходца Афанасия Никитина: «Бака, где огонь горит неугасимый...» Вот хожу – всматриваюсь...Долго здесь пробудете?

– Пока не знаю. – Есенин взглянул на Чагина. – Если Петр Иваныч не прогонит – поживу...

– Не торопитесь... Здесь есть что посмотреть...

Мимо, почти задевая, прогрохотала высокая колымага, наполненная самодельным кирпичом... Прошли, громко разговаривая и размахивая руками, трое нефтяников в старых замасленных комбинезонах, стуча по камням ботинками – такими же, в каких был профессор. Их выдавали по ордерам в спецмагазинах.

– Будет время, заходите ко мне в мастерскую. Это рядом, Петр Иванович знает.

И, простившись, Эрьзя быстро зашагал вниз по улице...

– Редкий талантище. – Чагин посмотрел вослед художнику. – Тут для Дома союза горняков он делает скульптуры рабочих – диву даешься! Представляешь: до революции в Азербайджане не было ни одного национального скульптора, не вылеплено ни одной человеческой фигуры: ислам запрещал. И вот перед тобою как живой рабочий-азербайджанец, скажем, тартальщик. Знаешь, кто такой тартальщик?

Есенин покачал головой.

– Это тот, кто добывает нефть с помощью специальных ведер. Нелегкое, должен сказать, дело. Так вот, фигура: нефтяник за работой – тартанием... Первая в мировой истории скульптура нефтяника-азербайджанца! Каково? Впрочем, увидишь сам... Ты ж старый знакомый...

Вскоре, проходя по Станиславской улице, Чагин предложил Есенину:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На закате

Рассказ