«Пятилетке — мастерство и поиск молодых»

Элла Черепахова| опубликовано в номере №986, июнь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Очень многие ребята, кончая вуз, думают таи: приду на завод, обомнусь чуток, сразу начну готовиться в аспирантуру. А практика — она сложней. Она требует от человека большой отдачи: придумай, усовершенствуй, помоги технически вырасти молодому рабочему. И вот начинается: ВОИР, кружки, библиотека, занятия, составление и реализация планов рационализации, а необходимость в ней большая — рядом с участками и цехами, где применяется современная техника, остаются пока участки ручного труда, и их необходимо ликвидировать. А это же не дядя с улицы будет делать. Это творческая задача инженеров. Они знают наше производство, им и карты в руки.

Но одна из главных задач молодых специалистов — это повышение технического уровня молодого рабочего. Нужно разбудить в нем фантазию, смекалку, любопытство к технике. Причем администрация, понимая важность этой проблемы, активно привлекает молодых инженеров и работе в сфере заводского производственно-технического творчества. Руководит нашим советом хороший молодой инженер, работник проектно-конструкторского бюро, способный организатор Виктор Кравченко. В совете несколько секций: конструкторско-технологическая, производственная, культурно-массовая, бытовая. Первые две занимаются вопросами творчества, а остальные защищают и исследуют бытовые интересы молодых специалистов, занимаются организацией их досуга. Например, в жилищной комиссии завода есть их представитель. Это говорит о том, что завод считается с советом, как с организацией: ему от него польза.

Недавно наш совет вступил в соревнование с Советом молодых специалистов Днепропетровского шинного завода. Посмотрите, что наши ребята включили в соцобязательство, рассказано в нашей многотиражке. Кстати, для пропаганды технических знаний, обсуждения проблем технического творчества многотиражка выпускает специальную полоску «Товарищ».

Молодые специалисты взяли обязательство перед днепропетровскими шинниками: создать двадцать групп рабочих-исследователей. Сформулировать назначение этих групп можно так: сочетать теоретические знания молодого специалиста с богатым практическим опытом кадровых рабочих и мастерством рабочих молодых. Иначе говоря, собрать все силы в кулак. Эти группы занимаются повышением качества выпускаемой продукции, разработкой и освоением новых рецептов резин с использованием синтетических материалов вместо натуральных, механизацией производственных процессов, дальнейшим освоением производства шин с уровнем ходимости 1970 года. Ярославцы также будут содействовать подготовке и освоению производства шин для автомобиля Волжского автозавода.

От внедрения работ, выполняемых этими группами, будет получено не менее 100 тысяч рублей экономии.

Соревнование идет также по следующим разделам: повышение общеобразовательного уровня, занятия по технической информации, помощь студентам-заочникам. Решено, что каждый молодой специалист станет членом Всероссийского химического общества имени Менделеева. На курсах целевого назначения и производственно-технических будет учиться 500 молодых рабочих. При подведении итогов учитываются печатные работы или рефераты, а также количество специалистов, окончивших курсы, иностранных языков и сдавших кандидатский минимум. Вы видите, эти задачи определены самими молодыми спецами, и они принялись за их осуществление. Разве это не убеждает?

ВОПРОС. Хорошо, но это в какой-то мере планы. А что сделано?

ОТВЕТ. Вот Юра Куликов из ОГМ вместе с Павлом Катушкиным из 17-го цеха на общественных началах сконструировали станок, облегчающий людям физически очень трудную работу. В шестом цехе мастер Виктор Перевезенцев участвует в освоении линии горячего сквиджевания. Это все новые, никем не освоенные покуда проблемы, их надо решать.

Можно человека заставить пролить больше пота, убыстрить движения, но ворочать мозгой, как говорится, не заставишь. Тут нужно и желание и способность. Так что творчество этих и многих других людей на заводе говорит о ненадуманности, а, напротив, жизненности и современности разговора о техническом творчестве.

ВОПРОС. Расскажите о конкретных формах технического творчества рабочей молодежи.

ОТВЕТ. Почти в каждом цехе нашего завода проходили соревнования по мастерству молодых рабочих и работниц основных и вспомогательных профессий. А потом, когда в финал вышли лучшие, мы при содействии ЦК ВЛКСМ организовали соревнование шинников всесоюзного масштаба. Вальцовщики, браслетчицы, сборщики автопокрышек, слесари, токари — все, независимо от того, участвовали они или нет в соревновании, собрались посмотреть, поболеть, поучиться.

Это важный стимул морального свойства, побуждающий молодого человека любить и уважать свою работу, он воспитывает в рабочем чувство профессионального достоинства. Первый приз в соревнованиях получил Володя Шмелев, сборщик автопокрышек. Это отличный рабочий, молодой коммунист. Приз он заработал не случайно: методика работы у него творчески продумана, все у него учтено, выверено. Мы засняли все элементы операций, которые он выполнял, описали методику его работы и отправили материалы на ВДНХ. И Володя получил бронзовую медаль. Другие призы увезли ребята из Свердловска и других городов. Профессии у наших рабочих очень нелегкие, требующие и сноровки и кропотливости. И из-за этой вот трудоемкости для нас всегда существовала проблема текучести, дисциплины. Представьте себе, что конкурсы по мастерству снизили чуть ли не вдвое дисциплинарные проступки и помогли в борьбе с текучестью. А это означает, что вызван творческий интерес. В цехах составлены интересные программы соревнований, рассчитанные на ритмичную работу, так что какой-нибудь лентяй, который захотел бы просто «блеснуть» на мгновение и «схватить» приз, не сможет этого сделать, а должен будет научиться дисциплине труда. Причем такие соревнования выясняют не только, что умеют молодые рабочие, но чего они и НЕ умеют. Вот в одном цехе было соревнование слесарей, так оно сразу показало, кто из молодых еще плохо умеет читать чертежи, и молодые специалисты-инженеры «подтянули» ребят. Эта стихия творчества втянула в профессиональное соревнование не меньше двух тысяч людей.

Знаете, у нас все соревнуются! Кулинары в нашей столовой — тоже. Перед соревнованием по своей профессии они сидели, рисовали эскизы новых блюд, сервировку. Их искусством любовались тысячи рабочих. Ведь если люди дадут выход своим способностям, это окрылит их и принесет пользу всем. Соревнование — эстафета, и такую форму мы используем. Например, в цехе № 31 смена «Б» дала своих победителей в конкурсе на лучшего рабочего, а эту хорошую эстафету приняла молодежь из смен «А», «В», «Г». Победители будут представлять цеховой комсомол в испытательном автопробеге Ярославль — Сочи (Дом-музей Н. Островского) — Ярославль. Это же интересно!

В каждом цехе открыт лицевой счет молодежи, из него видно, как молодые рабочие прижились на заводе, становятся его хозяевами или нет. Я бы сказал, становятся. И мог бы назвать имена рабочих, молодых рационализаторов. Валерий Волков, например. На его счету в прошлом году было семь рацпредложений с экономическим эффектом 4 тысячи рублей. Валерий Егоров, Валерий Товстигов, Виктор Шавлинский — все они тоже помогли заводу своими предложениями, идеями, расчетами. Происходит и такой процесс: сегодня он рабочий, завтра — инженер, если у него интерес к технике. Все ведь учатся. Я больше скажу: у нас среди молодых рабочих много заводских стипендиатов. Что это значит? Завод наиболее творческих ребят отправляет учиться на заводскую стипендию, превышающую вузовскую, да и поступают они в вуз хоть с экзаменами, но имея все же некоторые льготы. Например, Виктор Можайский у нас был таким стипендиатом. Он окончил технологический, вернулся к нам инженером. Сейчас он секретарь райкома комсомола. Павел Катушкин (я уже о нем рассказывал как об изобретателе) работал у нас электрослесарем, тоже кончил учение на заводскую стипендию. Сейчас работает мастером. Перевезенцев Витя, Слава Гаврилов, да всех и не упомнишь... Теперь другое. Совет молодых специалистов — это не какая-то сугубо академическая, замкнутая организация. Большинство молодых специалистов — мастера. У них теснейший контакт с молодыми рабочими, среди них они ведут пропаганду технических знаний, с ними вместе организуют и проводят конкурсы на лучшего рабочего. Для молодых рабочих не закрыты двери и на ежегодную конференцию совета, когда в ряды этой организации молодых специалистов торжественно принимают новичков, подводят итоги года и намечают планы. По их предложениям составляют инженеры планы рационализации. Таи что, как видите, противопоставления нет и не может быть.

ВОПРОС. Каким образом комитет руководит техническим творчеством, самим советом? Очевидно, есть специфические задачи и формы, иначе получилось бы дублирование работы Совета молодых специалистов?

ОТВЕТ. Да, комитет руководит всей работой в целом и в частности работой, связанной с техническим творчеством молодежи. Причем нас, кроме чисто практических текущих дел по реализации планов Совета молодых спецов, организации всякого рода мероприятий, интересует принципиальный, воспитательный момент. Комитет считает, что каждый молодой специалист обязан иметь серьезное общественное поручение. Этим мы преследуем две цели: во-первых, научить молодого специалиста работать с людьми, выйти из своей скорлупы, то есть закладываются начатки умения руководить, чему в институте не научишься. У нас был случай просто анекдотический. Одну вузовскую выпускницу направили к нам. Она пришла в цех мастером. Специалист она была неплохой, но работать с людьми, организовать их, поддерживать дисциплину не умела. И коллектив за недочеты в работе был лишен материального поощрения — премии. Это так расстроило девушку, что она, ничего не сказав людям, которыми руководила, взяла и раздала им в качестве поощрения собственную зарплату. Так она хотела восполнить недостатки умения руководить. Ясно, что это не метод.

Пропагандистская и организаторская работа для каждого молодого инженера строго обязательна. Она нужна ему лично, и она необходима заводу. Эти ребята прекрасно ведут курсы повышения квалификации, обучают новичков, выявляют не имеющих среднего образования и убеждают их кончить школу. Они устраивают районные «Огоньки» молодых специалистов, хлопочут о создании молодежного клуба. Конечно, все это под эгидой комитета комсомола, ведь большинство молодых специалистов — комсомольцы...

Сейчас все увлечены на заводе планами внедрения НОТ — научной организацией труда. Это дело прекрасно поставлено на заводах города Рыбинска. И кого же туда командирует завод? Меня, секретаря комитета комсомола. То есть дирекция хотела бы, чтобы это дело возглавила молодежь, приняла в нем самое горячее участие. В общем, помните, как у Маяковского сказано о рабочей молодежи:

Обещаем мы, слесаря и резчики:

вынесем — любая работа взвались.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены