«Пятилетке — мастерство и поиск молодых»

Элла Черепахова| опубликовано в номере №986, июнь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Усилия молодых новаторов следует сосредоточить на разработке и внедрении предложений, направленных на повышение производительности труда, улучшение качества и снижение себестоимости продукции, усовершенствование технологических процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, на экономию и бережливость, улучшение организации и условий труда» — эти слова взяты из постановления, принятого ЦК ВЛКСМ совместно с Главным комитетом Выставки достижений народного хозяйства СССР, Центральным советом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов и Всесоюзным советом научно-технических обществ.

Машина-помощник, а не машина-хозяин — вот идеал повседневной заводской жизни, и только в массовом увлечении молодежи техническим творчеством, изобретательством, поисками путей к новым вершинам профессионального мастерства — единственно верный путь к его воплощению. Наш корреспондент ЭЛЛА ЧЕРЕПАХОВА предложила несколько вопросов секретарю Московского областного комитета ВЛКСМ В. П. КОЛМОГОРОВУ и секретарю комитета комсомола Ярославского ордена Ленина шинного завода ВАЛЕНТИНУ АРТЕМЬЕВУ, ответы на которые должны дать представление о том, в «каких отношениях» находятся техника и заводская молодежь.

Отвечает В. Колмогоров

ВОПРОС. Как известно, в ближайшее время откроется выставка-смотр технического творчества молодежи Москвы и Московской области. Не проинформируете ли вы наших читателей, что ждет посетителей выставки, каковы ее цели?

ОTBET. Девиз смотра — «Пятилетке — мастерстве и поиск молодых», пожалуй, в общей форме содержит ответ на этот вопрос. Молодой рабочий — это не «подросток в спецовке», а начинающий набираться трудового опыта человек. А опыт не только сумма навыков работы на станке, это и сумма взглядов на свою роль в производственной жизни. Технический уровень производства, качество продукции, совершенствование инструмента, создание новых приборов, эффективных средств автоматизации промышленного производства и многие другие проблемы должны стать важными и близкими для молодых специалистов, рабочих.

Воспитание вкуса к техническому творчеству — это для комсомола не новое дело. Вспомните: конкурсы рационализаторов и изобретателей, проводимые совместно с бризами, общественные КБ на предприятиях и в вузах, молодежные инициативные группы на комбинатах и заводах, целые творческие объединения молодежи, носящие технический уклон, наконец, весьма и весьма солидные цифры экономии, записанные на счет молодых изобретателей, — все это дело комитетов комсомола на местах прежде всего. Но время идет, потребности производства растут, и вот техническое творчество, вернее дальнейшее его развитие, выявило некоторые недостатки в организации этой сферы деятельности молодежи. Не хватало четкой системы — я бы так это сформулировал. При этом я имею в виду и нашу область и другие организации по стране. Люди работают, подают идеи, претворяют их в жизнь, и нужно время от времени и им самим и другим показать плоды этой работы, общий результат. Вот этим и вызвана идея проведения выставки в Парке культуры, намеченной на июль. В прошлом году тоже был подобный смотр наших молодых новаторов. И он показал рост популярности научно-технического творчества: было подано больше 100 тысяч рацпредложений, что в общей сложности дало 50 миллионов рублей экономии по области. Я считаю, это говорящие сами за себя цифры. Постановление ЦК ВЛКСМ о необходимости дальнейшего развития технического творчества, безусловно, очень своевременно, оно придаст энергии в решении встающих перед комсомолом вопросов, связанных с конкретным, повседневным участием молодежи в производственной жизни, приведу конкретный пример. Есть у нас в области Ступинский металлургический завод. Там давно уже организована молодежная инициативная группа. В ее составе — рабочие, техники, молодые инженеры. Рабочие решают вопросы технического творчества применительно и надобностям, связанным с их станком, инструментом, рабочим местом. Техники и инженеры уделяют внимание технологии, они рассматривают уже целый узел проблем, а в целом группа решает задачи производства комплексно, оставаясь связанной внутри человеческими взаимоотношениями. На каждом предприятии перед городскими конкурсами бывают конкурсы внутренние, лучшие экспонаты попадают на городской смотр, а лучшие — с городского смотра — окажутся на областной выставке. Дальнейший путь лучших из лучших лежит на ВДНХ. Выставку-смотр рационализаторов и изобретателей Москвы и Московской области хотим провести торжественно и вместе с тем по-деловому. На открытии, очевидно, выступят и известные академики, и новаторы, и комсомольские вожаки, будут представители от министерств и ведомств. Кстати, товарищи из министерств и ведомств помогут нам во время выставки в качестве консультантов. Для пропаганды выставки будет выпущен специальный красочный плакат. Каждый участник выставки получит диплом и значок, а победители — значки и дипломы лауреатов и премии.

Что будет показано на выставке? Все интересное, остроумное, новое, что придумали и создали молодые творцы. И это не пустяки. Вот на одном из подмосковных заводов, например, интересно поработали энтузиасты-изобретатели в области сварки, штамповки, механической обработки металлов. Например, был усовершенствован агрегатный сверлильно-фрезерный станок. Это позволило повысить производительность, улучшить качество деталей, экономический эффект составил 610 рублей. В одном из цехов ребята предложили ряд остроумных идей автоматизации цикла работ, автоматизации профилей. Производительность увеличилась в 2,5 раза. Подобные усовершенствования, изобретения, описания наиболее экономично построенного технологического процесса и будут содержанием выставки.

Но это не все. Выставка расскажет не только о техническом эффекте, но и об эффекте участия молодежи в делах пятилетки. В конце концов это показатель и свидетельство зрелости, сознательности комсомольцев, молодых людей, которые сегодня учатся, а завтра сами будут учить, сами станут командирами производства.

ВОПРОС. Что сделано для подростков, для их участия в техническом творчестве? Каковы конкретные формы их участия в этом увлекательном деле?

ОТВЕТ. Подростки — это неполное определение возраста. Есть ребята до четырнадцати лет. Для них открыты двери кружков во Дворце пионеров, в пионерских лагерях, станции юных техников. Те, кому больше двадцати, вернувшиеся из армии, участвуют в работе организаций, какие имеются на заводе, фабрике, комбинате, — это бриз, ВОИР, инициативная творческая группа и так далее. Остается контингент из более «трудных» — подростки от 15 до 18. Для них тоже нужно что-то придумать. Что же? Вот, например, в городе Химки создан клуб «Интеграл». В этом клубе — семь секций, три мастерских. Клуб этот собрал подростков микрорайона, дал им под руководством молодых талантливых инженеров попробовать силы в техническом творчестве, дал толчок их фантазии, укрепил трудолюбие, а многим помог выбрать профессию по душе. Членом клуба можно стать не сразу. Сначала человек проходит кандидатский срок, и ему вручают кандидатское удостоверение, затем, получив определенный навык и показав себя умельцем, изобретателем, получает и постоянное удостоверение члена клуба. Что же делают там ребята — играют во взрослых? Нет. Они выполняют заказы, которые им дают местные предприятия. Эти заказы у предприятия в плане. Ребята из «Интеграла» изготовили, скажем, блоки для электронно-счетных машин, разговорный аппарат (телефон с одной трубкой) и другие интересные вещи. Конечно, наше внимание и стремление создавать подобные клубы не означает, что мы забросим все прежние формы работы, имеющие отношение к другим сторонам жизни молодежи. Я этим хочу подчеркнуть, что внимание к вопросам научно-технического творчества органически сольется с многообразной работой комсомола.

ВОПРОС. Каковы, по-вашему, перспективы комсомольской работы в области научно-технического творчества в ближайшем будущем?

ОТВЕТ. Это сложный вопрос. Будем смотреть, исследовать, пробовать. Я лично думаю, что проблемы научно-технического творчества следует тесно связать с проблемами научной организации труда. И в рамках НОТ конкретно, последовательно заниматься этой работой. Все, что связано с рабочим местом, с проблемами технической эстетики, с искусством контролировать и беречь рабочую минуту, обращать внимание на психологическую сторону производственных отношений, — все это может стать конкретной и оперативной формой вмешательства комсомола в дела и заботы пятилетки. В нескольких районах области — Люберецком, Солнечногорском — мы решили проверить жизненность этих взглядов. Разработке, исследованию, необходимой подготовке придется отдать некоторое время, а затем в пределах двух лет увидим и реальные результаты. Да, мы оперируем большими временными категориями, потому что техническое творчество — это не кампания, это необходимый компонент в общем строительстве.

Отвечает В. Артемьев

ВОПРОС. Считаете ли вы, что творческое отношение к технике — обязательное свойство инженера, рабочего?

ОТВЕТ. Считаю. Я сам по профессии инженер, после окончания технологического института работал у нас, на шинном, в опытно-испытательном цехе старшим инженером на участке электроники.

Знаете, в песне поется: «У автомобиля есть мотор и крылья»... Так эти крылья у машины внизу — четыре крылышка. Шина — сложнейшая вещь. Чтобы дать будущему водителю, так сказать, всесторонний паспорт ее жизнеспособности, вы знаете, скольким людям и какой объем исследований приходится выполнять? Ведь важен и рисунок шины, и ее эластичность, и устойчивость, и ходимость, и ее умение, как говорят водители, «держать дорогу». Но почему я отвлекся? А вот почему. Современная техника становится привычным оборудованием в цехах. И это требует от работающих активного обращения к технической учебе, толкает рабочего и размышлениям, поискам. Словом, к расширению необходимого технического кругозора. Может, у нас на заводе, как нигде, понимают, что на дворе — век скоростей. Ездить люди стали со значительно большей скоростью, водители теперь на больших скоростях делают повороты, стали лучше, мощней моторы, лучше дороги, а ведь все связано: скорости растут, возникают новые требования к шинам — сделать их надо устойчивей, эластичней. Сопротивление качению, о котором я говорил, — это очень важное свойство шины. Если на машину, допустим, на «Волгу» поставить шину с другим диаметром и шириной, то будет и другой показатель качения, а от этого и другой расход горючего. В общем, из 100 моделей шин, разработанных в шинной промышленности за последние семь лет, больше сорока разработано на нашем заводе.

Но дело не в том, чтобы сделать только побольше, важно и получше, ведь так? Несколько лет назад ходимость легковых шин была не больше 15 тысяч километров, сейчас эта цифра подскочила вдвое. Средняя газовская шина типа «PC» со съемным протектором имеет ходимость 200 тысяч километров, а отдельные экземпляры — до 400 тысяч километров. Это неплохие результаты, и добиться их без точной, сложной техники было бы невозможно. Но возле техники находятся люди, от них все и зависит: как они овладели ею, какие открыли в ней возможности или даже создали их для нее.

И вот что отсюда вытекает. Ты все время, наедине с техникой, запаса, полученного в институте, хватает ненадолго, бежишь в техническую библиотеку, хватаешься за журналы, ругаешь себя, что в вузе наплевательски относился к иностранному языку, сейчас как раз пригодился бы для знакомства с зарубежными новинками. А желание узнавать новое, сопоставлять, выбирать по крупице из общего потока то, что важно для нашего дела, — это уже творчество.

ВОПРОС. Однако вы говорили о людях инженерного склада. А в массе: мастерам, механикам, рабочим — разве недостаточно точного знания своих операций, обязанностей, порученной им техники?

ОТВЕТ. У нас на шинном есть совет молодых специалистов, без него нам нельзя, поскольку самых молодых спецов у нас несколько сот человек. В прошлом году комитет комсомола совместно с советом молодых специалистов проводил конкурс «Пятилетке — мастерство и поиск молодых». С первого по седьмое место жюри присудило молодым специалистам-конструкторам, инженерам, механикам. Экономический эффект от внедрения рационализаторских предложений на заводе в прошлом году составил 350 тысяч рублей. Половина принадлежит творческой смекалке молодых специалистов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Рай без памяти

Фантастический роман