Путешествие в романтику

Э Дубровский| опубликовано в номере №761, февраль 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Проснулась Катя оттого, что сквозь откинутый полог прямо в лицо ей светило яркое солнце. Палатка была пуста.

Девушка выглянула наружу. У яранг горели костры, суетились женщины, бегали чумазые ребятишки. Мужчин не было видно: они ушли со стадом в тундру.

Катю встретили как знакомую. Хозяйка палатки уже успела рассказать, зачем приехала сюда эта студентка. Увидев Катю, женщины громко заговорили по - чукотски. Катя с трудом улавливала смысл фраз и только теперь поняла, что трудности пути - ерунда по сравнению с теми трудностями, которые еще придется преодолеть. Из семи женщин стойбища только две знали русский язык, а Катя была юкагирка и почти не знала чукотских слов. Как объясняться?

Первый день начался с неудачи.

Выбрав подходящее место. Катя разложила на траве тетради, учебники, отточенные карандаши. Переходя от яранги к яранге, с помощью Кээв объясняла женщинам, что она сейчас будет учить их грамоте. Женщины молча скребли шкуры.

- Почему ты не идешь учить буквы? - спросила Катя пожилую чукчанку.

- Я старая, зачем мне твои книги? - проговорила Эйнэне и наклонилась над шитьем. - Иди, дочка, не мешай.

От обиды к глазам Кати даже подкатились слезы. Ей захотелось уйти куда - нибудь далеко, спрятаться от всех и выплакаться наедине. Она забежала в палатку и уткнулась в шкуры. Неожиданно на плечо Кати легла ласковая рука.

- Дочка, не плачь. Не обижайся: стойбище самое далекое. Наши женщины не злые. Ведь им надо работать... Пообедаем вместе, дочка, а потом будешь читать свои буквы.

После обеда к Кате подошла Дина Нутерультына.

- Дай мне тетрадь и карандаш.

- Зачем? Разве ты умеешь писать? - удивилась Катя.

- Да! Я закончила четыре класса. Только забывать буквы стала.

- Я тебе помогу, - обрадовалась Катя. - Идем со мной.

Они подошли к тому месту, где лежали учебники и тетради. Катя заметила, что трава была примята, учебники сложены в другом порядке. «Все - таки заинтересовались», - подумала она.

Девушки сели на траву, и Катя начала первый урок. Она так увлеклась, что не заметила, как подошли Оля Омрыттына, дочь одного из пастухов, и Эттынеут, молодая жена Рультыкая. Продиктовав Дине несколько фраз, Катя дала ей маленькую задачку по арифметике. Неслышно подкрался вечер. Катя закрыла учебник.

- А завтра вы придете на урок? - спросила она Олю и Эттынеут.

Девушки кивнули головами.

До позднего вечера Катя при свете жирника рисовала на листах бумаги большие буквы и цифры. Перечитывала и выписывала из учебника задания. Засыпая, тревожно думала о завтрашнем дне. Что же делать? Те программы и учебники, что она принесла с собой, совсем не годны для обучения неграмотных и малограмотных. И всего один старенький букварь Вдовина! Да и там не хватает страниц...

На следующий день на занятия пришли уже четыре женщины. Старая Эйнэне по - прежнему сидела на траве около яранги и шила полог.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены