Проснитесь, вы талантливы!

  • В закладки
  • Вставить в блог

И сам собой возник второй вопрос, скорее риторический: а так ли далеко в своих представлениях о гипнозе мы ушли от древних египтян и индусов? Те понимали гипноз как форму наиболее утонченного священнодействия, самого изысканного религиозного культа и окружали его сверхъестественным ореолом.

Лишь лет сто пятьдесят назад австриец Франц Антон Месмер попытался дать хоть какое-то объяснение гипнозу как явлению. Правда, причиной его он объявил некий «животный магнетизм», своеобразное истечение «флюида» от человека к человеку, и начал довольно успешно лечить с его помощью некоторые виды заболеваний. Продолжалось это недолго и распространения не получило. Более того, Французская академия наук объявила «месмеризм» шарлатанством и запретила применять его в медицине. В результатегипноз выродился в сценическое представление, шоу, эффектный номер на потеху публике.

И только английский врач Джеймс Брэд, попав однажды на выступление «месмеристов», всерьез заинтересовался их «трюками» и, кстати, впервые в истории обозначил явление греческим словом «гипноз» — «сон». Как одну из форм сна понимал гипноз и академик И. П. Павлов, который, впрочем, специально его не исследовал.

Да и сегодня в стране нет ни одного института, ни даже маленькой лаборатории, где бы изучали возможности и природу гипноза. Институты Академии наук СССР считают, что эти вопросы далеки от их тематики, что исследование гипноза — задача Академии медицинских наук и Минздрава. Последние же никак не желают заниматься этим явлением как стимулятором творчества, поскольку, дескать, для медицины тут интересного мало. Но мало ли? Ведь гипноз сегодня — один из методов лечения, применяемый, кстати, уже довольно широко. Существует и специальность врача — психотерапевт, в обязательном порядке требующая владения гипнозом. Но где границы этого владения, кто изучает их, способствует их расширению? Или, может быть, расширять их больше некуда?

Это уже отнюдь не риторические вопросы. Границы возможностей гипноза в активизации творческого состояния психики исследует сегодня один-единственный человек в стране — Владимир Леонидович Райков. Исследует в кустарных условиях — в живописной мастерской, у себя на квартире или на квартирах у своих друзей, и лишь в редчайших случаях ему удается воспользоваться необходимой аппаратурой.

А между тем многие из его исследований имеют самое, что ни на есть непосредственное отношение к медицине.

— Чтобы лишний раз убедиться, что поведение наших испытуемых не игра, — рассказывает Райков, — мы провели один интересный опыт. Глубоко загипнотизированному молодому человеку внушили, что он... новорожденный младенец, и его нейрофизиологические реакции тут же стали соответствовать, так сказать, «нулевому» возрасту: детское десинхронное плавание глаз, специальные рефлексы стопы и рук, свойственные только новорожденным. Подобные вещи взрослый человек «сыграть» просто не в состоянии... Таким образом, наш эксперимент лишний раз подтвердил известную гипотезу о том, что человек ничего в своей жизни не забывает, хотя и не все может воспроизвести. Можно даже говорить об особой, бессознательной, физиологической памяти, свойственной человеку, но скрытой в глубоких тайниках. А это открывает перед медициной поистине колоссальные возможности. Представьте себе: мы внушаем, скажем, сорокалетнему больному, что ему двадцать лет(возраст, когда он был абсолютно здоров), внушаем ему это в течение двадцати — тридцати сеансов, и — вспомните постгипнотическую инерцию! — он сперва привыкает чувствовать себя здоровым, а затем и становится таковым. Уже сегодня таким способом можно лечить многие виды неврозов, начальные формы язвы, гипертонии, астмы, болезней сердца. Впрочем, лечит здесь не врач, не гипнотизер — организм сам под воздействием гипнотического внушения лечит себя, мобилизует на борьбу с недугом свои же скрытые силы.

Оптимальное функционирование организма... Не в этом ли ключ к долголетию?..

Концерт для скрипки с ...гипнотизером

На сеансах у Райкова всегда весело. Все его испытуемые, прежде чем заняться под гипнозом каким-то делом, «плавают» в воображаемом озере, «загорают» под ласковым солнышком, «ловят» усатого и рогатого водяного, который так и норовит защекотать... Хорошее настроение в любой работе лучший помощник.

На этот раз за водяным «охотится» Женя С. — студент четвертого курса гнесинского училища по классу скрипки. Музыкант он талантливый, но прежде ужасно боялся выступать перед публикой. И глаза зажмуривал, и внушал себе, что в зале нет никого, — не помогало. Пальцы не слушались, деревенели, «спотыкались» на простейших пассажах. После нескольких сеансов гипноза страха как не бывало. Более того: появилось ясное ощущение того, как с каждым сеансом улучшаются техника игры, понимание музыки. Поэтому расставаться с Райковым Женя не спешил, как, впрочем, и Райков с ним. Женя оказался на редкость «гипнабельным» и сегодня, когда позади уже около двух десятков сеансов, входит в состояние гипноза практически моментально, по первой же команде: «Спать!»

Вдоволь «потаскав» за рога водяного и «поплавав», Женя встает, берет в руки скрипку. Теперь он не Женя, а «Давид Ойстрах» и должен сыграть одно из сложнейших и красивейших современных скрипичных произведений — сонату Бабаджаняна. Десять минут назад он исполнил ее без гипноза, так что есть возможность сравнить. Сравниваем не мы и не Райков, хотя он и в музыке большой знаток, а известный скрипач-виртуоз Михаил Безверхний — победитель и призер многих международных конкурсов.

— Бывают случаи, когда техника значительно улучшается, — говорит он, — а эмоциональность становится ярче. В этой сонате часто меняются настроения, и чувствуется, что Женя не только передает эти изменения, но и сам переживает их во всей полноте. Когда он играл без гипноза, у меня такогоощущения не было. А сейчас он играет если v не как Ойстрах, то, уж во всяком случае, на уровне, достаточном для участия в конкурсе имени Чайковского. Понимаю, гипноз... Но я давно знаком с Райковым, с его деятельностью и не сомневаюсь; еще несколько сеансов — и Женя точно так же блестяще будет играть без гипноза!..

Снова эта таинственная постгипнотическая инерция... После сеанса Женя не помнил ни того, как он играл, ни адресованных ему реплик-советов Безверхнего, — «глубже, трагичнее!..» или «легче, раскованнее!..», — но мозг его и пальцы запомнили все. Они запомнили практический урок виртуозной игры, который Женя, выходит, преподал... сам себе.

Аналогичную «практику» прошли несколько лет назад у Райкова и шахматисты. Выступавший в качестве эксперта экс-чемпион мира Михаил Таль отметил, что испытуемые в глубоком гипнозе играли примерно на два разряда лучше.

По принципу «самообучения» овладевают под гипнозом и иностранными языками. Райков пошел здесь своим путем: испытуемому внушается образ, скажем, англичанина, который, разумеется, знает свой язык в совершенстве, а вот по-русски не понимает ни слова. И даже тот, кто до этого чисто механически зубрил английские тексты и грамматику, начинает говорить легко и свободно.

Этот метод своеобразного «вживания в образ» оказался чрезвычайно эффективным во многих и самых разных экспериментах. Например, после серии сеансов гипноза хронический алкоголик стал принципиальным трезвенником только благодаря тому, что ему последовательно внушали образы собственных детей, жены, матери. Причем вел он себя в этих образах отнюдь не пассивно. «Будучи» своей женой, он плакал и умолял себя же не пить, иначе погибнет семья, погибнет все... После сеансов он, разумеется, этого не помнил, но и не пил больше.

Существует ошибочное мнение, будто все, что делает человек под гипнозом, он делает исключительно по командам гипнотизера. Но вот ситуация, зафиксированная в протоколах экспериментов Райкова.

Троим молодым людям в глубоком гипнозе были внушены образы Рафаэля, Ван-Гога и Пикассо. Когда первый и второй представились друг другу, «Ван-Гог» заявил «Рафаэлю», что тот самозванец, ибо настоящий Рафаэль давно умер, и попросил «Пикассо» подтвердить это. «Пикассо» как мог успокоил обоих, а затем подошел к гипнотизеру и возбужденно прошептал ему на ухо:

— Срочно звоните в полицию, Учитель! Уж я-то знаю, что Ван-Гога и самого давно нет в живых!

Любопытный факт: ни один из загипнотизированных не узнал себя в зеркале.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Полет наяву

Молодые мастера искусств

Добрые игры

Спорт в нашей жизни