Проблема номер один

Бор Семенов| опубликовано в номере №908, март 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

И как звенья этой же цепи на доске объявлений штаба игр появлялись все новые и новые белые листочки с машинописным текстом: «В команде легкоатлетов - девочек сельских пионерских дружин УССР - в эстафете 5 X 60 метров бежала участница команды городской пионерской дружины Миерович Дора, гор. Одесса, школа № 122». Или: «В баскетбольной команде девочек Каменецкой средней школы № 15 Запорожской области УССР под именем пионерки Сазоновой выступала комсомолка Мукосей».

Старый парикмахер, много лет проработавший в Артеке, как-то сказал мне:

- Где это видано - три сотни бреющихся пионеров!

Чудесный крымский воздух был отравлен в те дни угаром славы и показухой.

Замечательные понятия «спортивная честь» и «спортивный долг», пришедшие в детский спорт из взрослого, переродились, стали уродливыми и вредными. Было очевидно, что не все критерии, принятые во «взрослом» спорте, пригодны для ребят, что организация детских соревнований по образу и подобию «взрослых», кроме вреда, ничего не несет.

... Последний раз пропели фанфары. Медленно сполз с флагштока стяг Вторых спортивных игр пионеров. Теперь ребятам предстояло две недели, забыв о состязаниях, отдыхать в самом лучшем в мире лагере. Но они не хотели оставаться здесь, они просились домой...

Я рассказывал о пионерских играх, рассматривая их в основном с моральных позиций. Но, как говорится, в здоровом теле - здоровый дух. Я мечтал встретить в Артеке будущих чемпионов Мехико. Увы! Лучшие результаты, показанные здесь, заметно уступали даже достижениям воронежских чемпионов - участников Первых игр пионеров 1962 года. И это на фоне стремительного роста спортивных результатов, присущего сегодняшнему мировому спорту!

Старая поговорка «У семи нянек - дитя без глаза» будто специально родилась для характеристики детского спорта. Органы народного образования, ссылаясь на нехватку учителей физкультуры, на их слабую теоретическую и методическую подготовку, кивают на спортивные общества. Но ни в одном совете ДСО (!) нет работника, который бы занимался проблемами детского и юношеского спорта. К тому же сам принцип членства ребят в каком-либо ДСО, на мой взгляд, неверен, ибо каждое общество призвано объединять в своих рядах членов определенного профсоюза. При чем же здесь школьники? «Спартак», «Динамо» и «Труд» создали детские спортшколы. Но вот результат - работа здесь идет с единицами, только с одаренными детьми. Упрекните ДСО, и они кивнут на ДОСААФ. Но и там нет людей, занимающихся «ребячьими» проблемами. По мере сил занимается детским спортом комсомол. Но у комсомола нет материальной базы. Отсюда разобщенность сил, распыление средств, путаница и неразбериха в многочисленных календарях соревнований, в эксплуатации залов, бассейнов, стадионов, спортивных площадок. А это проблема номер один.

Игры в Артеке дали четкий ответ: ни одна из «семи нянек» не в состоянии справиться с самой важной проблемой - проблемой органического единения физического и духовного развития многомиллионной армии школьников. Сегодня 5 миллионов ребят не посещают уроков физкультуры. (Вот вам пример физического бескультурья!) 25 миллионов школьников не занимаются ни в спортивных секциях, ни в спортивных кружках. В 5 700 школах нет коллективов физической культуры. В детских спортивных школах всего 650 тысяч ребят. Тревожные цифры!

Мне довелось говорить по этому поводу со спортсменами, тренерами, школьными учителями, комсомольскими работниками. У каждого из них, естественно, была своя «колокольня» для взглядов на спорт. Тренеры нажимали на то, что наиболее благоприятный возраст для формирования скоростных качеств - 10-16 лет, а педагоги говорили о том, как с помощью физической закалки можно повысить успеваемость. Но все они сходились в одном: еще низок уровень спортивно-оздоровительной работы среди школьников. Нужна новая система. И не на базе улучшения старой: это «тришкин кафтан».

Не открывая Америк, можно утверждать: спорт, туризм, военные игры интересуют и волнуют большинство школьников. Кто может сегодня вести работу одновременно во всех этих направлениях? Такой организации нет. А она должна быть.

Много славных дел за плечами комсомола! Он должен взять на себя еще одно: создание самой массовой спортивно-патриотической организации советских школьников.

Как обстоят дела сегодня? Пионерская организация занята в основном духовным воспитанием ребят. Детские спортшколы министерств просвещения, ДОСААФ, детские спортшколы при ДСО - спортивным. Комсомол может слить в единое русло процесс духовного и физического воспитания. Составными частями руководящего органа новой организации могут стать комиссии по физкультурно-спортивной и военно-патриотической работе Всесоюзной пионерской организации. Новая организация видится мне той кузницей, где выкуются будущие Власовы и Пресс, Яшины и Скобликовы, Майоровы и Латынины. Здесь должны быть воспитаны те, кто сможет показать рекордные метры, секунды, килограммы. Здесь появится смена нашим признанным мастерам.

Так и просится назвать эту организацию «Сменой» или «Юностью». По понятным причинам я предпочитаю первое название.

Утопические проекты не требуют арифметики, реальным - необходим экономический анализ. Анализ этот показывает, что, если деньги, ежегодно расходуемые «семью няньками» на детский спорт, сосредоточить в одних руках, в ближайшие два года можно будет завершить строительство и пристройку спортивных залов во всех восьмилетних и средних школах страны; сегодня у нас на пять школ есть только один спортзал.

Пополнив кассу «Смены» средствами местных советских органов, так называемыми внебюджетными средствами школ и комсомола, можно будет в самое ближайшее время при каждой школе создать комплексные спортивные-площадки. И это еще не все. «Динамо» тратит на каждого юного спортсмена 17,7 рубля в год. «Буревестник» - 9 рублей, «Трудовые резервы» - 5,5 рубля. Но разве ребятам из «Трудрезервов» хуже, чем ребятам из «Буревестника»? Отнюдь нет. Просто в «Трудовых резервах» ребят больше, а, следовательно, накладных расходов меньше. Отсюда вывод: дело в разумном расходовании средств, в их концентрации. Именно «Смена» может сделать это, правильно распределив средства на каждого члена своей организации. Материальная база «Смены» потребует подкрепления рядом организационных мер. В первую очередь следует говорить о том, что членам новой организации должно быть предоставлено право бесплатно пользоваться в дневное время всеми спортивными сооружениями страны. И не только «чисто» спортивными. Зайдите сегодня в наши парки культуры и отдыха. Газончики, загородочки, качели-карусели, комнаты смеха. Иногда с рынков сюда перекочевывают «смертельные» аттракционы - гонка на мотоцикле по вертикальной стене. Сколько места отведено в этих парках и садах для занятий спортом? В ЦПКиО имени М. Горького в Москве - 3 процента общей площади!

Создание нового общества - еще один шаг в борьбе за здоровье подрастающего поколения. А раз так, к организации «Смены» необходимо подойти с тем же мерилом, как к решению важнейших государственных задач.

Даже на первых порах «Смена» сможет принять в свои ряды 30 миллионов школьников начиная с третьего класса. Основная масса наших ребят окажется в сфере массовой физкультурно-оздоровительной, спортивной и военно-патриотической работы. У этой работы сотни граней. Здесь и соревнования, и спартакиады, и праздники, и военные игры, и туристические походы, и слеты, и вечера боевой славы. Словом, все, что ныне в полном разобщении пытаются делать и ДСО, и органы народного образования, и ДОСААФ.

«Смена» сможет решить такую задачу, если основой ее организации будет первичный коллектив в каждой школе. Такой коллектив возглавит совет, в составе которого будут учащиеся, педагоги, пионервожатые, представители комсомольских, профсоюзных, физкультурных организаций и ДОСААФ. Высшим органом «Смены» явится Центральный совет организации, работающий под руководством ЦК ВЛКСМ.

... На стадионе в Лужниках идет парад «Смены». Сегодня это мечта. Моя и Генкина и еще тысяч и тысяч Генкиных сверстников. Завтра мечта должна сбыться. «Смена» поможет воспитать наших ребят в духе высочайших нравственных принципов, поможет растить их физически сильными, упорными, настойчивыми, готовыми к труду и защите Родины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сердце революции

Днь в Хартумском университете

Нужно было читать

Сатирический рассказ