Проблема номер один

Бор Семенов| опубликовано в номере №908, март 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Раз, в ногу. В ногу, раз! Нас много. Много нас!

Потом за вожатого:

- Вы, ребята, молодцы! И опять за ребят:

- Молодцы - артековцы!

Тут я запнулся, но, представив себе, каким должен быть артековец, вспомнил следующие строчки:

- Бодрые, веселые, всегда мы тут как тут. Здесь идут артековцы, артековцы идут.

Навстречу по асфальтовой дорожке шли две девочки в майках с эмблемой «Грузия». Они шли потупив головы и ругали друг друга. Ссора была из-за того, что одна не передала мяч подруге, а тихо послала его через сетку. Противник разыграл этот мяч и получил решающее очко.

Они были по-настоящему злыми, эти девочки. Будь они мальчишками - драки не миновать. И потому нужно было помирить их. Подойдя, я сказал, что не стоит ссориться из-за какого-то паса. Та, что повыше - смуглолицая, с большущими блестящими глазами, - посмотрела на меня и зло бросила:

- Рассуждать хорошо. А честь республики?

И девочки оставили меня размышлять над поставленным вопросом. Однако размышления эти были вскоре нарушены еще одной встречей - на сей раз с ребятами. Усталая походка. Потускневшие взгляды. Таких артековцев я еще никогда не видел. Ребята явно не «вписывались» в радостный пейзаж крымской природы с безбрежной далью моря. И так же не «вписывалось» в понятие «игра» все, что через несколько минут я увидел на баскетбольной площадке. На первый взгляд матч как матч. Но в игре юных баскетболисток не было... игры. Не было в ней ни огонька, ни радости.

На площадке шла скучная, трудная, напряженная работа. Игравшая за команду Украины высокая стройная девчушка с копной русых волос была, безусловно, лучшей на площадке. Звали ее Людой Селивановой. После матча я спросил у Люды:

- Сколько ты забросила мячей?

Люда ошарашила совершенно неожиданным ответом:

- А я не считала. Дело не в моих мячах. Главное, команда выполнила свой долг.

Смотреть на Люду было и смешно и грустно. Девочка неожиданно, прямо на глазах посерьезнела, больше того, постарела. Что же породило Людину «взрослость»?

Вспомним путь, которым шли команды городских и сельских школ к Артеку. Он был долгим и трудным. Сначала юные легкоатлеты, волейболисты, баскетболисты, гимнасты и пловцы соревновались со школьниками своего района. Потом был второй этап - соревнования в области. Затем - республиканские. Школа-победительница на этих соревнованиях последовательно превращалась в «славу района», в «славу области», в «славу республики»...

Стоит ли придираться к эпитетам? Обязательно стоит. Смотрите, что происходит. Пока команда школы является только победительницей районных соревнований, в «молодцах» ходят сами ребята да их наставники - преподаватели физкультуры или тренеры районных спортивных школ. Но стоит той же команде удачно выступить на первенстве области, только уже в майках с эмблемой района, «молодцом» становится район, потом область, затем республика. Опекунов много. И «по линии» народного образования, и «по линии» ДСО, и... Да разве всех перечислишь! В Артеке они (опекуны) объединились в «бюро делегаций». Функции этого органа совершенно непонятны. Нельзя же всерьез говорить о том, что «бюро» создавались для того, чтобы осуществлять политико-воспитательное и спортивное руководство. Ведь за несколько дней ребят спортивному мастерству не научишь! Что касается политико-воспитательной работы, то вряд ли педагоги, воспитавшие этих ребят, и лучшие, опытнейшие артековские пионервожатые нуждались в дополнительной помощи...

Откровенно «потогонная» система свела на нет высокие принципы, ради которых и были в свое время задуманы игры, принципы воспитания наших ребят морально стойкими и физически крепкими. Здесь процветало другое мерило - балл (и только балл) в графе побед.

За пресловутым баллом гнались с помощью «накачек». «Накачки» учителей физкультуры на тему «Вам доверено, вы должны оправдать» сменялись «накачками» юных спортсменов: «Надо выиграть любой ценой».

Каждому члену «бюро» нужны были галочки в отчетах по своему «ведомству», и, кроме этих галочек, они ничего не хотели ни видеть, ни знать. Результаты «накачек» не заставили себя ждать. Наиболее ярко это проявилось во время матча баскетболистов Узбекистана и Азербайджана. Бумага не стерпит пересказа того, что произносили взрослые дяди, находившиеся у края площадки. Поэтому я процитирую документ, рожденный этим событием: «Правоверова и Вахидова от представительства команд отстранить. Указанным Правоверову и Вахидову покинуть территорию пионерлагеря Артек до 17.00».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нужно было читать

Сатирический рассказ