Приказ Ильича в действии

Бор Клавин| опубликовано в номере №165, сентябрь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

1 - й всероссийский политехнический съезд вынес ряд важнейших решений, связанных с переводом нашей школы на политехнические рельсы. Эти решения проводятся в жизнь сплошь и рядом неудовлетворительно. К 15 сентября должно быть закончена прикрепление школ к фабрикам и заводам. Задача каждой комсомольской ячейки - проверить, как выполняется это дело. Каждая ячейка должна себя спросить: а что мы сделали по приказу Ильича? Что мы сделали для политехнизации школы?

Из окошка высунулась голова регистраторши:

- Вы опять здесь? Я ведь вам сказала, что ничего сделать не могу. Ведь у вас нет никакой специальности.

Парень опустил голову, потоптался на месте, пробовал возражать, заранее зная, что это бесполезно, и ушел.

Многие его товарищи ходили девять лет, изо дня в день, в школу, зубрили уроки, вникали в содержимое печатных страниц, отвечали на вопросы преподавателей. И в результате огромных трудов, просиженных за книгами дней и ночей - окошко на бирже труда неприветливо захлопывается перед самым носом.

Девятилетчики становились чернорабочими грузчиками. Они шли на специальные курсы для того, чтобы каким - то образом приспособиться к жизни.

На борьбу со старой школой поднялся комсомол. Поднялась партия. Поднялся весь рабочий класс. Нам не нужна школа «вообще», нам нужна такая школа, о которой когда - то мечтали Маркс и Энгельс и осуществить которую еще в 1920 году велел Владимир Ильич.

Пришли с разных концов республики делегаты от сотен тысяч, миллионов рабочих, комсомольцев, просвещенцев. Пришли в Москву в новый зал профсоюзов, чтобы заложить фундамент социалистической школы. 1 - й всероссийский политехнический съезд.

Зайцева, ударница штамповального цеха завода «Металлолампа», сказала:

- Я окончила девятилетку и работаю чернорабочей. Никакой специальности, кроме общего развития, мне школа не дала.

И как бы откликом на это признание прозвучал другой голос:

- После девятилетки я три года работал грузчиком. Специальность я получил лишь по окончании специальных курсов.

Жизнь опережает планы. Пока кабинеты, завы, замы, председатели, секретари заговорили всерьез о перестройке школы - жизнь местами успела уйти далеко вперед. Она сломала старое, не дожидаясь директивных распоряжений.

Детям стало скучно заниматься одними книжками. Руки тянулись к живой работе. Дети деревни увидели, что на смену худосочной кляче появился трактор. В избе - читальне висит труба, передающая все, что говорят из Москвы. Они узнали, что существует трубка, по которой можно разговаривать за сотни верст. Рабочая детвора на фабричных дворах наблюдала, как появляются черные и красные доски, которые клеймят отстающих и поощряют идущих впереди. Они услышали от вожатых и педагогов - общественников о промфинплане, пятилетке, полевых вредителях. Они не могли пройти мимо всего этого. Дети начали работать. Они захотели быть полезными государству. Возникла своеобразная «самополнтехнизация» в школах.

Заинтересовались ребята в Ереневской школе 1 ступени, Ярославского района, электричеством, радио, телефоном. Появились в деревне телефон и громкоговоритель.

Много жнеек, косилок, молотилок было поломано в колхозах Северного края. Ребята взялись их чинить в своих школьных мастерских. Заработала изобретательская мысль. Сконструировал учащийся Сталинской ШКМ ветряную молотилку. А Миша Рыжов из Тульского округа после длительных и упорных трудов изобрел льномялку.

В больших городах, в индустриальных центрах потянулись ребята к фабрике, к заводу. Школа при Трехгорной мануфактуре выбросила лозунг: «Поможем фабрике выполнить промфинплан». Выяснилось, что прорыв произошел от недостатка сырья. Затрубили школьники тревогу. Полетели письма, телеграммы в знойный Узбекистан, на родину хлопка. «Школьники Узбекистана!

Мобилизуйте своих отцов на выполнение сырьевых ресурсов».

Поехали в Узбекистан делегаты. Приехали узбекские школьники в Москву. Завязалась смычка.

Когда школа вплотную подходит к заводу, начинается совместная борьба за жизнь, совместная творческая работа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены