Потерянные песни

А Кронгауз| опубликовано в номере №258, июнь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

После этого описывается в жалостливых тонах нападение литовских хулиганов на девушку в Чубаровском переулке.

В отдельных местах песня поднимается до подлинной трагичности:

«Скоро кончилось издевательство,

По углам разбежалась шпана,

Только девочка без сознания

Продолжала валяться одна».

Здесь мы видим отражение новой морали в фольклоре этого типа.

Но героики в этой песне нет: она не может заменить баллады об идеализированном хулигане Аржаке.

И тогда в успешную борьбу за популярность среди колхозной молодежи вступает душевная партизанская песня «По долганам, по загорьям шла дивизия вперед». Ее привезли в каргашинский колхоз демобилизованные красноармейцы и моряки. Одна из немногих - эта песня по - настоящему задевает чувства людей. Она проникает к людям без посредников. Любовь к романтике, тягу к лиричности она направляет в большевистскую сторону:

«И останутся как в сказке,

Как манящие огни

Штурмовые ночи Спасска,

Волочаевские дни...»

Не одна хорошая песня есть в арсенале советской поэзии и музыки: отличные стихи Бедного, Маяковского, Жарова, Асеева переложены на музыку квалифицированными композиторами. Многие из них могли бы вытеснить безвкусицу, мещанство и безысходность люмпенфольклора, победить пошлый романс. Большевистская культура осваивает прекрасные классические песни, о которых говорил А. Косарев. Они могут помочь советским композиторам и поэтам завоевать массы.

Но мы объявляем всевозможные конкурсы на новые песни и забываем о том, что у нас уже есть хорошие песни, неизвестные рабочим и колхозникам.

Нельзя забывать о созданных и потерянных песнях. Большая работа советских композиторов и поэтов так же как и великое наследство близкой для нас классической песни часто теряется в безвоздушном пространстве. Этих песен не знают, этих песен не поют. Они умирают где - то на неведомых полках, в переплетенных для истории комплектах, в запыленных книжках.

О бездарной работе людей, выпускающих пластинки и песенники, говорилось бесконечно много. Пора придти к этим людям с лучшими песнями, и до тех пор не давать им самоуспокаиваться, пока песенники и пластинки в изобилии не появятся в стране.

Мало еще этих хороших, наших песен. Тем бережнее их надо собирать и хранить. Пока еще немногочисленные удачи советской музыки и поэзии не могут утолить огромной жажды к песне. Работая над песней, мы обязаны прислушаться к голосам Марфуши, Нины, Николая.

Они любят лирическую теплоту, жизненную трогательность, сюжетную занимательность. Если ребята не найдут всего этого в наших песнях, они возьмутся за песни чужие. Ведь во многих из них, отвергаемых нами, есть и занимательность, и лирика, и чувство.

Полезно будет запомнить напоследок такую картинку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены