Пора взросления

Лариса Крячко| опубликовано в номере №924, ноябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Искусство - это не только написанное и напечатанное, это еще то, что добавляет каждый воспринимающий его. Искусство - поприще коллективного творчества. С развитием культуры человек все более ощущает себя творцом, потому-то к искусству сейчас приобщилось во много раз больше людей, чем несколько веков назад. Искусство делает каждого, кто хоть на миг прикоснется к нему, творцом, а испытав хоть раз радость творчества, человек неизбежно вернется к источнику этой радости - искусству.

Если искусство не зажигает, оно не состоялось. Так обстоит дело с риторикой, а попросту с рассудочностью, с трескучей декларативностью в стихах. Я не умаляю заслуг Р. Рождественского, у него есть хорошие стихи (и это не отговорка, а всерьез), я только выражаю тревогу, вызванную стихами, по общему признанию, отмеченными холодом риторики.

И мне кажется, что зря Л. Аннинский, мучимый эмоциональной неполноценностью некоторых стихов Р. Рождественского, стыдливо поминает смутное «нечто», которого якобы недостает поэту.

О Р. Рождественском часто говорят: громкий. Л. Жуховицний наступательно заявляет: «Да, громок, да, навязчив. Ну и что?» Кричит, мол, дитятко, заявляет о себе миру, наподобие вопля младенца из «Рождения человека» М. Горького.

Но ведь при таком подходе критики проблему «взрослых детей» не исчерпают.

Когда я думаю об этой громкости, я всегда огорчаюсь тем, как мало, как плохо читают у нас с эстрады Маяковского. Любовную лирику его почти не читают. Никому не хватает накала. И для себя читают мало, потому что не выдерживают его накала и напряжения. Для того, чтобы читать и любить Маяковского, надо хоть вполовину достичь его роста.

Жизнь Маяковского в поэзии - сплошное горение, все, даже реклама Моссельпрома, написано на полном рабочем пределе, вполсилы он просто не умел.

Кто бы мог читать такое с эстрады? Не многим хватает голоса. И не случайно многие артисты, приступая к стихам Маяковского, инстинктивно начинают кричать, компенсируют нехватку внутреннего запала горлом.

А ведь можно читать лирику Маяковского и средним и даже тихим голосом, надо только очень верить в то, что читаешь.

Чаще всего крик в искусстве - от неумелости или от внутренней бедности. Неумелый художник, не зная закона нарастания (крещендо), сразу начинает с крика, он неминуемо осипнет и, думая, что продолжает кричать, начнет шептать, быть может, даже самым обывательским шепотом. Оглушенный же собственным криком, он этого не заметит.

Я убеждена, что кричать вообще надо крайне редко; задача - сказать так, чтобы этот крик родился в читателе. У Маяковского в поэме «В. И. Ленин» о великом всенародном горе сказано очень тихо, почти вполголоса, так, как говорит человек в отчаянии, помертвевшими губами:

И коммунары с-под площади Красной, Казалось, шепчут:

- Любимый и милый! Живи, и не надо судьбы прекрасней...

Зато как могуч, как убедителен переход:

Я счастлив, что я

этой силы частица,

что общие даже слезы из глаз.

Сильнее и чище нельзя причаститься

Высокому чувству по имени

- класс.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены